Авторынок в начале 2023 года: как изменились цены
В 2022 году продажи новых авто в России упали на 59%, а цены выросли на 24%. Это худшие показатели за последние 20 лет.
В нынешнем году дилеры обещают подорожание еще на 10%. Разбираемся, как изменился российский авторынок и что ждет покупателей в 2023.
Купить машину можно без первого взноса
В Тинькофф можно оформить автокредит за несколько кликов и получить ответ в тот же день
Оформить кредит
Что происходит с рынком автомобилей в России
Новые автомобили за год подорожали на 24%, подсчитал Росстат. Сильнее всего выросли цены на иномарки — на 39,1%. Машины отечественных брендов стали дороже на 29,6%.
Главный скачок цен произошел в марте — в среднем на 23%, хотя были повышения до 60% на отдельные модели. С продажами весной тоже было тяжелее всего: число объявлений на «Авто-ру» упало вдвое относительно начала года.
Летом и осенью цены медленно падали. Средневзвешенная цена установилась на уровне чуть выше 2 млн рублей, это на 13% ниже показателей апреля — мая. Предложений о продаже по сравнению с мартом стало на 58% больше.
Изменилась сама структура рынка. Доля авто в ценовом сегменте от 800 тысяч до 1,5 млн рублей уменьшилась в три раза. С автомобилями от 3 до 5 млн рублей все наоборот: предложений стало втрое больше.
К концу года российский авторынок так и не достиг докризисного уровня. Теперь около 40% рынка приходится на Лады, еще 30% — на автомобили китайских брендов.
Динамика цен на популярные автомобили в России, по данным «Автостата»
Модель автомобиля | Цена в январе 2022 | Цена в январе 2023 | Как выросли цены |
---|---|---|---|
Лада Гранта | 598 900 ₽ | 678 300 ₽ | +13% |
Лада Нива Тревел | 879 900 ₽ | 998 900 ₽ | +14% |
Чери Тигго 7 Pro | 1 689 900 ₽ | 2 649 900 ₽ | +57% |
Хавейл Джолион | 1 399 000 ₽ | 1 899 000 ₽ | +36% |
Джили Кулрей | 1 472 000 ₽ | 2 300 000 ₽ | +56% |
Чери Тигго 4 | 1 139 900 ₽ | 1 999 900 ₽ | +75% |
Хавейл F7 | 1 729 000 ₽ | 2 299 000 ₽ | +33% |
Динамика цен на популярные автомобили в России, по данным «Автостата»
Лада Гранта | |
Цена в январе 2022 | 598 900 ₽ |
Цена в январе 2023 | 678 300 ₽ |
Как выросли цены | +13% |
Лада Нива Тревел | |
Цена в январе 2022 | 879 900 ₽ |
Цена в январе 2023 | 998 900 ₽ |
Как выросли цены | +14% |
Чери Тигго 7 Pro | |
Цена в январе 2022 | 1 689 900 ₽ |
Цена в январе 2023 | 2 649 900 ₽ |
Как выросли цены | +57% |
Хавейл Джолион | |
Цена в январе 2022 | 1 399 000 ₽ |
Цена в январе 2023 | 1 899 000 ₽ |
Как выросли цены | +36% |
Джили Кулрей | |
Цена в январе 2022 | 1 472 000 ₽ |
Цена в январе 2023 | 2 300 000 ₽ |
Как выросли цены | +56% |
Чери Тигго 4 | |
Цена в январе 2022 | 1 139 900 ₽ |
Цена в январе 2023 | 1 999 900 ₽ |
Как выросли цены | +75% |
Хавейл F7 | |
Цена в январе 2022 | 1 729 000 ₽ |
Цена в январе 2023 | 2 299 000 ₽ |
Как выросли цены | +33% |
Автомобили с пробегом подорожали на 35—37% — в среднем до 1,3 млн рублей, такие данные приводят «Автостат» и «Авто-ру». Больше всего цены выросли на трехлетние машины — на 39%, семилетние подорожали на 32%.
Вторичный рынок повторил тренд новых авто: весной цены увеличились на 19,9% в сравнении с концом 2021 года. В марте продавцы придерживали машины, дожидаясь более спокойного периода. Число предложений от дилеров сократилось на 22%, от собственников — на 9%, от профессиональных продавцов — на 13%.
В сентябре цены были на 28% выше, чем в конце 2021 года, после чего началось плавное снижение. В декабре рост цен по сравнению с ноябрем составил 11,3%, а продажи стабилизировались.
Трехлетняя Тойота RAV4 в январе 2022 стоила около 2,56 млн рублей, а в апреле подорожала до 3,42 млн. Однако затем именно Тойота дешевела сильнее конкурентов, сейчас средняя цена по регионам — 2,6 млн
Что влияло на цены в 2022 году
👎 Ушли зарубежные компании. Весной европейские, американские, японские и корейские автокомпании прекратили работу в России: ушли 12 брендов, хотя некоторые сохранили российские подразделения для поддержки клиентов. К концу года в стране официально работали 14 брендов — российских и китайских. В начале 2022 было 60.
👎 Закрылись заводы. В мае почти все заводы ушли на корпоративные каникулы, производство легковушек в России упало на 81,3%, если сравнивать с апрелем. Простой заводов и прекращение поставок привели к нехватке автомобилей — и продажи весной сократились на 83,5%. Такого спада не было даже в пандемию.
В условиях дефицита и девальвации рубля машины продавали с огромными наценками. Автопроизводители тоже переписывали прайс-листы в сторону увеличения. Появился спрос на альтернативные поставки машин.
👍 Заработал параллельный импорт. Весной правительство разрешило ввозить машины и запчасти по параллельному импорту. По такой схеме не требуется разрешение дистрибьютора. В результате к концу года в Россию завезли автомобили 500 моделей от 85 брендов, при этом официально в стране продается только 68 моделей от 17 производителей.
Летом некоторые компании стали снижать цены. Это происходило на фоне укрепления курса рубля и обострения конкуренции между брендами из Китая. Уменьшение ценовых порогов на модели ведущих китайских брендов потащило вниз все остальные сегменты рынка новых и подержанных автомобилей. Например, «Автоваз» запустил продажи упрощенных версий своих моделей по более низкой цене.
Отдельно о вторичном рынке. Весной владельцы откладывали покупку новой машины из-за общего подорожания, а срок пользования автомобилем увеличился. При этом автосалоны сворачивали программы трейд-ина. В результате эксперты отметили, что на рынке стало меньше автомобилей в сегменте «до 7 лет».
Во второй половине года сегмент машин с пробегом также расширялся благодаря ввозу из-за границы: за 11 месяцев поставили 221 тысячу машин из Японии, Беларуси, Южной Кореи, Германии, Армении и Киргизии. Объемы б /у авто увеличились на 82,6% по сравнению с 2021 годом. По итогам года через Владивосток ввезли почти 200 тысяч машин: Тойоты, Мазды, Ниссаны, Хонды, Субару и Сузуки.
К осени средневзвешенные цены снизились на 13% по сравнению с апрелем и маем. Эту тенденцию также объясняют отсутствием премиальных авто на складах и ростом доли Лад.
Что повлияет на цены в 2023 году
В первые месяцы покупатели вряд ли ощутят перемены. На остатки со складов цены не изменят, а стоимость свежих машин с заводов производители скорректируют позже.
В декабре 2022 Минпромторг заявил, что в стране нет дефицита новых автомобилей. Дилеры уже наладили альтернативные каналы поставок.
Дилерские центры не планируют делать накрутку за дополнительное оборудование: цены и без того высокие. Официально в Россию поставляют авто китайских брендов, цены на них будут зависеть от стоимости логистики, транзакционных издержек и российского законодательства.
Инфляция и курсы валют — факторы, которые всегда влияли на стоимость автомобилей. Обычно с 1 января автопроизводители повышали цены на 3—4% из-за инфляции. По итогам 2022 года она составила 12%, а в 2023 Центробанк прогнозирует 5—7% . Некоторые бренды уже предупредили о росте цен на 7%. Глава «Автоваза» заявил, что Лады подорожают, но рост будет ниже уровня прогнозируемой инфляции.
Параллельный импорт в России продлили на весь 2023 год, но его перспективы неочевидны. Эксперты считают, что доля ввозимых машин может дойти до 30%. Однако параллельный импорт не способствует снижению цен на запчасти и готовые авто. При высоких расходах на перевозку и сертификацию дилерам невыгодно ввозить бюджетные модели. Кроме того, выпуск на западных заводах тоже сократился — из-за сложностей с поставками комплектующих.
Схема параллельного импорта не покроет потребности рынка, считают аналитики. В 2022 году продали 1,5 млн автомобилей, ввезенных таким способом.
Российские автопроизводители увеличат выпуск. Минпромторг прогнозирует рост производства автомобилей в стране на 30%, то есть как минимум до 800 тысяч. Главной движущей силой на авторынке должен стать «Автоваз». Концерн планирует производить до 400 тысяч машин и, возможно, наладить сборку иномарок. На заводах «Москвич» и «Хавейл» тоже будут наращивать производство. В первой половине 2023 должны возобновить работу бывший завод «Ниссан» в Санкт-Петербурге и «Автодом» в Подмосковье.
Стоимость отечественных авто меньше подвержена изменениям из-за падения рубля, но зависит от цен на зарубежные компоненты. Эксперты прогнозируют подорожание автомобилей российских марок на 10—15% .
На рынке будет много машин с пробегом в сегменте « 3—5 лет ». Их в достаточном количестве везут из-за рубежа. Объемы поставок будут зависеть от курса рубля, поскольку запас маржинальности по таким операциям меньше, чем при поставках новых авто.
Что купить в 2023 году
В 2023 основную часть российского авторынка займут китайские автомобили и Лады: такой прогноз дали в «Автостате». Ассортимент у дилеров расширяется, так что рынок ждет много новинок.
Автомобили массового сегмента, ввезенные по параллельному импорту. Их будут везти как частные продавцы, так и официальные дилеры японских, немецких и корейских брендов: сейчас для них это единственная возможность пополнить склады. Прогнозировать долю параллельного импорта пока сложно, но в перспективе она может вырасти до 20%. По такой схеме можно приобрести практически любую машину.
Пока что мы выпустили две подборки с такими автомобилями. По ним примерно можно понять, что откуда везут и сколько это стоит:
- 8 автомобилей, которые дилеры привезли через параллельный импорт
- 7 электромобилей, которые продаются в России новыми
Корейские автомобили. Иномарки массового сегмента не исчезнут с рынка. Есть достаточный запас всех ходовых моделей Хендаев и Киа, их хватит еще на 3—5 месяцев.
Китайские бренды. В 2022 году они заняли почти 30% российского авторынка, а в 2023, по оценкам «ВТБ-лизинга», их доля превысит 40%. За год число дилеров китайских марок в России выросло в полтора раза. Есть шансы, что в 2023 на рынок выйдут новые игроки: например, марка Hongqi, суббренд FAW, и «Ливан», суббренд «Джили».
«Чери» обновит модельный ряд: появится новый седан Арризо, рестайлинговые версии Тигго 4 и Тигго 8, а также новый гибридный кроссовер с тремя двигателями.
«Чанган» будет поставлять лифтбэк UNI-V, купе-кроссовер CS85 и флагманский кроссовер CS95.
GAC готовит для России три новинки: кроссовер GAC GS8 нового поколения, минивэн GN8 второго поколения и кроссовер GAC GS3.
«Джили» и суббренды группы выпустят более десяти новых моделей, в том числе седан Эмгранд L, кроссоверы FX12, G426, Монджаро и Окаванго.
«Эксид» начнет продавать купе-кроссовер Атлантикс, седан, гибриды и электрокары.
JAC уже начал продавать кроссовер JS6.
Концерн Great Wall будет поставлять Tank 300, Tank 500, а также доработанные пикапы Great Wall Poer для очень плохих дорог.
Отечественные производители поставили цель увеличить производство. «Автоваз» собирается занять до 50% рынка.
Завод «Москвич» начнет выпускать две новые модели: Москвич 5 и Москвич 6. Раньше на предприятии собирали кроссоверы Рено Дастер, Каптюр и Аркана. В 2023 году на заводе планируют собрать не менее 50 тысяч автомобилей.
«Автоваз» в ближайшие месяцы планирует выпускать менее зависимые от импортных компонентов модели — Лада Веста и Нива. А во второй половине года займется бывшим заводом «Ниссан» в Санкт-Петербурге и наладит там сборку новых моделей Лады — C- и D-класса. Всего в плане более 400 тысяч машин. При этом у производителя сохраняются проблемы с поставкой микросхем, поэтому машины могут подорожать на 10—15% .
«Автодом» в Подмосковье планирует возобновить выпуск автомобилей премиум-класса, не связанных с «Мерседесом».
«Автотор» в Калининграде вместо Киа, Хендаев и БМВ будет собирать бюджетный седан Kaiyi Xuandu и китайские кроссоверы BAIC Х3 и X35. Производственный план на 2023 год — до 70 тысяч автомобилей.
Группа «Соллерс» обещает запустить бывший завод «Мазда» во Владивостоке, он простаивал с мая прошлого года. Предприятие может начать производство кроссоверов среднего ценового сегмента. Задача на этот год — выпустить не менее 15 тысяч автомобилей.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Мария Хмелева
Планируете в этом году обновить автомобиль? Расскажите, к чему присматриваетесь:
«Новые автомобили за год подорожали на 24%, подсчитал Росстат. Сильнее всего выросли цены на иномарки — на 39,1%. Машины отечественных брендов стали дороже на 29,6%.» — А как получились 24 процента при подорожание отечественных на 29.6 процента, а иностранных на 39?)
темич, параллельная математика параллельного импорта)
Pavla, в принципе хорошее объяснение)
темич, точно так же, как при повышении тарифов ЖКХ на 9% (привет, первый канал) у меня общий платёж увеличился на 25% при точно таком же потреблении ресурсов в той же самой квартире.
Видимо в России какая-то параллельная математика ещё введена в действие, у меня только такое объяснение )
темич, это секретная формула Росстат. простому смертному не понять.
темич, есть еще небинарные подешевевшие!
темич, чиновник ест мясо, а трудяга капусту. В среднем они едят голубцы🤣 Информация примерно такая😁
Кажется дилеры не отождествляют падение продаж с повышением цен, и продолжают пилить сук, на котором сидят
Произошла деавтомобилизация, спасибо верховному, который заботится о людях. Пздц.
rediska, он хочет вернуть ту свою прекрасную молодость
К., он уже и в молодости прекрасно устроился, так что о простых людях никогда ничего не знал
Я на своём субарике могу еще лет 5 ездить, с учетом своих низких пробегов. За 5 миллионов такой новый я покупать не готов, а отечественную машину или кучу странных китайских брендов, которые как в калейдоскопе меняются, не хочу. Подожду, пока ситуация стабилизируется, необходимости в срочной замене нет.
Добрый вечер. Напишите, пожалуйста, что у вас за Субару? Год выпуска, брали новый или бу, пробег, пробег в год, турбовый или атмосферный, какой мотор, жрет ли масло, так ли дорог в обслуживании?
Антон, Аутбэк, 2,5, купил новым в 2014 году. Но с точки зрения стоимости обслуживания и масложора мой пример ничего интересного не даст, потому что пробег у меня 2 тысячи км в год, и на ТО (официальное) я ну раз в два года заезжаю. Такой нетипичный режим эксплуатации. Поломок пока не было.
Спасибо за ответ. Отсутствия поломок и пробок на дорогах!
Дилеры сейчас вообще о**ли , они в течении 40 минут выкупают авто которые только выложили и норм цена на них, потом выставляют на своих площадках с наценкой +200-300 тыс. т.е. сейчас даже с рук авто тяжело купить хорошее, так как у дилеров спец. люди отслеживают 247 новые обьявления на авто, это жесть
Genesis G70 хочу, но позволить себе пока не могу. Может в следующем году 3-5 летний возьму.
Sergey, в 2021 году висели в онлайн шоуруме неделями, никто не брал) в районе 3 миллионов
Pedro, я его и сейчас могу примерно за такие же деньги новым купить, но для меня это некомфортный ценник. Мой нынешний авто мне примерно в 2.5 раза дешевле обошелся (б/у если что).
Отредактировано
Sergey, жирный экземпляр
Pedro, ну да, прост 3.3 V6 с самоблоком на задней оси только в топовой комплектации есть, а ради всего этого мне он и нужен =)
Отмените пошлины, сделайте цены хотя бы как в Казахстане, хватит издеваться над народом!
Я где-то в 2014-2015 году.
ну все следующую точно куплю BMW трешку из салона, а сейчас чтобы в кредит не лезть, куплю Киа Оптима. Трешка тогда пакетная стоила чуть более 2 миллионов рублей. Не хватало тысяч 500-600, поэтому покупал то, что по средствам. И каждый раз думал ну вот следующий раз это будет новая BMW.
Доход растет каждый год, вроде цифры внушительные. Сменилось несколько машин.
Год 2022. Сейчас от новой трешки, ввезенной по паралельному импорту (с непонятной гарантией естественно), я гораздо дальше, чем восемь лет назад. Потому что сейчас она стоит 7 миллионов рублей, и это совершенно ту матч.
Радует, что есть трактор. Он ликвидный и свои 200-300 тысяч ходит без проблем. Пробег сейчас 90. Пусть ездит дальше лет пять. А там будем смотреть, чего с ценой на трешку станет)
Больше не в Т—Ж
Егор_19, трактор? в смысле эскавотор-погрузчик?
https://journal.tinkoff.ru/news/automarket-nachalo-goda/