Что такое страховой случай и когда он наступает
Страховой случай — это инцидент, который уже случился, и за возникший ущерб положена компенсация. Однако на практике страховщики выплачивают деньги не всегда. Объясняем, что такое страховой случай, когда он наступает и почему могут отказать в выплате по страховке.
Что такое страховой случай
При каком условии событие признают страховым случаем
Читать статью Виды добровольного страхования: все, что нужно знать
Родион Пучков управляющий директор по управлению клиентским сервисом «Сбербанк Страхования жизни»
«Страховое событие должно полностью соответствовать всем условиям договора и не попадать под исключения. В зависимости от условий страховщика это может быть, например, алкогольное или наркотическое опьянение и др. Например, травма по причине алкогольного опьянения может не являться страховым событием. Страхование от абсурдных вещей может рассматриваться как умышленная продажа страховки от несуществующих рисков».
Какие страховые случаи бывают
Читать статью 5 плюсов ОСАГО в Тинькофф Страховании, которые уже оценили другие водители
Это лишь некоторые примеры страховых случаев. На практике страховщики готовы предложить защиту от многих событий. В числе наиболее актуальных вопросов сегодня — защита персональных данных от утечек. Сейчас российское страховое сообщество прорабатывает условия и возможность ввести такой вид страхования [9].
Что не признают страховым случаем
В страховании есть случаи, которые априори не признают страховыми. Базовый перечень таких событий прописан в Гражданском кодексе, но страховщик может расширить его индивидуальными ограничениями. Все зависит от конкретного договора. Случаи, которые не признают страховыми [10]:
- радиационное заражение и воздействие ядерного взрыва;
- военные действия, а также другие мероприятия, связанные с боевыми действиями;
- забастовки, гражданские войны и народные волнения другого рода;
- случаи конфискации или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.
Законом также запрещено страховать противоправные интересы, убытки от участия в азартных играх, лотереях и пари, а также расходы, связанные с освобождением заложников [11]. Дополнительно страховая может прописать свои исключения, например алкогольное или наркотическое опьянение. Все случаи, которые выходят за рамки договора, признаваться страховыми также не будут.
Татьяна Минаева руководитель управления страхования ГК «Альфа-Лизинг»
«Например, все поврежденные элементы автомобиля должны быть следствием одного события. То, что не относится к событию, страховщик исключит из возмещения.
Также на итог выплаты влияет комплектация и комплектность. Комплектация — это штатное наполнение, а все, что сверху (дополнительное оборудование) страхуется отдельно, и выплата по нему зависит от включения или невключения в полис страхования. Комплектность — это полнота транспорта при передаче в страховую компанию при конструктивной гибели. В этом случае автомобиль передают в том же состоянии, в каком он был зафиксирован после события. Все отсутствующие элементы будут вычтены из страхового возмещения».
Что делать при возникновении страхового случая
Читать статью Как работает каско
1. Уведомить страховую. Сообщить о наступлении страхового случая — это обязанность страхователя. Очевидно, что компании не отслеживают все события, которые происходят с их клиентами. Важно: сообщить о происшествии нужно в установленные договором сроки и способом, который прописан в нем.
Татьяна Минаева:
«Например, для европротокола (в автостраховании. — РБК) необходима фотофиксация события. Электронный европротокол с покрытием 400 тыс. руб. нужно оформить в течение часа с момента ДТП, иначе страховщик в досудебном порядке может снизить выплату до 100 тыс. руб., но судебной практики в этом пока нет».
2. Уточнить список документов. Еще при заключении полиса выдают памятку о том, какие документы могут потребоваться при наступлении страхового случая. Если она утеряна, то уточнить этот список можно по телефону. В стандартный набор входят следующие документы:
- договор страхования и все приложения к нему;
- паспорт страхователя либо доверенность от его имени;
- документ на поврежденное имущество, например автомобиль;
- медицинское заключение, протоколы, справка о ДТП, результаты экспертиз и другие официальные документы по делу.
3. Подготовить документы. После сбора всех документов убедитесь, что они заверены соответствующими печатями и соответствуют действительности. Дополнительно можно приложить к делу свои фото и видео происшествия по согласованию со страховщиком. После подачи документов компания должна произвести их опись и выдать акт. Не будет лишним сделать копии всех бумаг на случай, если придется идти в суд.
4. Написать заявление. Это можно сделать в офисе страховщика либо отправить электронное заявление. Приемлемый способ лучше уточнить в компании заранее. После этого страховщик начнет рассмотрение дела. Сроки этого этапа также прописывают в договоре — это может быть от 20 дней до месяца.
5. Ожидать решения. О принятии решения компания известит страхователя способом, указанным в договоре. При положительном результате останется дождаться перечисления денег на ваши банковские реквизиты. Если ситуация сложная, то разбирательство может затянуться. В отдельных случаях, особенно спорных, не исключено, что придется идти в суд.
Родион Пучков:
«Подать документы в страховую компанию может как сам страхователь, так и выгодоприобретатель, указанный в договоре: наследник, опекун, доверенное лицо (представитель). Это могут быть как родственники, так и знакомые люди. В зависимости от страхового риска клиент предоставляет медицинское заключение или справку о заболевании или травме. Если случай связан с недобровольной потерей работы (сокращение/увольнение), то важно предоставить выписку из трудовой книжки».
https://rbclife.ru/news/65e19bc19a794747ad21a872