Класс страхования водителя в ОСАГО, таблица

Класс страхования водителя в ОСАГО, таблица

Коэффициенты «бонус-малус» (КБМ) были введены для финансового поощрения водителей, соблюдающих ПДД. Это достигается за счёт прямой привязки цены оформления ОСАГО к классу водителя в системе КБМ. За каждый безаварийный год личный рейтинг автомобилиста повышается на одну позицию. А это, в свою очередь, даёт бонусные скидки при покупке автостраховки. Разберём подробнее, что такое класс страхования ОСАГО, способы его расчёта, и насколько он влияет на цену полиса автогражданки.

Классы водителей по ОСАГО на 2021 год

Коэффициенты ОСАГО

Класс водителя – понятие, появившееся на отечественном рынке автострахования в 2008 году. Сегодня он является ключевым значением в системе КБМ, и присваивается каждому водителю, когда-либо вписываемому в страховой полис ОСАГО. Класс присваивается не конкретному автомобилю, а к человеку. В этом заключается его отличие от автомобильной страховки, которая привязывается к транспортному средству. Поэтому, класс КБМ может иметь даже человек, в собственности которого не имеется ни автомобиля, ни мотоцикла. Главное условие заключено в наличии у него водительских прав, разрешающих управлять транспортом.

Мнение эксперта
Мария Мирная
Страховой эксперт

В системе КБМ всего имеется 15 классов, идущих по возрастанию, от «М» до 13. Базовый уровень, присваиваемый водителю-новичку – 3. Ему обязательное автострахование обойдётся по номинальной цене, поскольку его коэффициент в системе КБМ равен единице. За каждый год вождения без совершения аварий, его уровень будет расти на 1пункт. Максимально возможного показателя – тринадцатого уровня, – он сможет достичь спустя 10 лет. С повышением индивидуального показателя на одну ступень, водитель получает скидку при оформлении ОСАГО в размере 5% от базовой цены полиса. Следовательно, шофёры, имеющие высший, 13-й класс, могут застраховать своё авто со скидкой 50%.

Неаккуратные автолюбители, ставшие за истекший год виновниками ДТП, опускаются сразу на несколько уровней. Величина их падения зависит от количества совершённых ими аварий и класса, имевшегося на начало года. Соответственно, страховка ОСАГО обойдётся им значительно дороже, чем аккуратным водителям, соблюдающим ПДД. Единственно возможный способ повышения своего индивидуального класса в системе «бонус-малус», – это соблюдать правила вождения, не становясь виновниками ДТП.

Литерой «М» обозначается низший из всех возможных классов в системе «бонус-малус». Он означат, что данный человек является самым нежелательным клиентом для страховой фирмы. Часто совершаемые ДТП чреваты для страховщиков повышенными убытками – расходами на компенсационные выплаты пострадавшим при аварии лицам. Поэтому, водителям с классом «М» будет продан в 2,45 раза дороже, нежели автолюбителям с начальным третьим классом. Подняться же с низшего уровня будет весьма сложно: например, новичок, совершивший за первый год страхования сразу 3 аварии, сможет добраться до 1-го класса лишь через 8 лет безаварийной езды.

Соотношение между классом КБМ и коэффициентом, снижающим/повышающим цену ОСАГО, дано в таблице:

Читать статью  Основные виды страхования ответственности в РФ: общая характеристика и классификация

Таблица

Также в правой части таблицы показано, на сколько пунктов упадёт рейтинг водителя при совершении им различного количества автомобильных аварий.

Проверить класс водителя онлайн

Сведения о классе каждого российского водителя находятся в свободном доступе. Проверить их может любой желающий – начиная от самого водителя, и заканчивая сторонними лицами. Например, работодатели заинтересованы в выяснении индивидуального рейтинга потенциального работника, принимаемого в штат организации в качестве водителя.

Рядовым водителям также рекомендуется время от времени проверять свой КБМ. Дело в том, что случаются ситуации, когда рейтинг аккуратного водителя без видимой причины понижается. Также возможно, что класс остаётся на месте, несмотря на то, что в прошлом году автолюбителем не было совершено ни одного ДТП.

Проверить своё положение в КБМ можно при помощи единой электронной базы, которая ведётся Союзом автостраховщиков по ссылке: https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm.

проверить кбм в базе рса

В неё вносится каждый российский водитель, впервые вписываемый в страховой полис. С этого момента компьютерная система ведёт на него индивидуальное досье. Она фиксирует каждое ДТП, совершённое по вине застрахованного лица. По прошествии страхового года, класс КБМ водителя либо повышается на один пункт, либо снижается на 1-3 пункта, в зависимости от количества аварий.

Обязанность по ведению информационной базы лежит на Союзе автостраховщиков. Сведения о каждом водителе поступают сюда от страховых фирм, по итогам прошедшего года. Наиболее удобный способ узнать свой текущий рейтинг «бонус-малус», это обратиться к специализированным онлайн-сервисам. Один из них расположен на официальном сайте РСА, находящемся по электронному адресу autoins.ru.

Чтобы узнать в базе РСА необходимую информацию о своём текущем рейтинге КБМ, нужно ввести в электронную форму поисковика такие сведения:

  1. Личные данные водителя.
  2. Дату его рождения.
  3. Номер водительских прав.

После этого электронная система произведёт поиск по базе Союза автостраховщиков, и выдаст информацию:

  • О текущем коэффициенте.
  • Название фирмы, оформившей ОСАГО.
  • Дата последнего изменения рейтинга КБМ.
  • Номер полиса автострахования.
Читать статью  О налоговом учете расходов на страхование

Кроме РСА, услугу по онлайн-проверке текущего класса «бонус-малус» предлагает большинство сайтов компаний-автостраховщиков. Алгоритм проверки на них аналогичен, действующему на портале РСА.

Коэффициент бонус-малус и его расчёт

Коэффициент бонус-малус и его расчёт

Коэффициент и класс КБМ – две взаимосвязанные величины. Зная одну из них, можно определить и вторую. Делается это при помощи представленной выше таблицы. Несмотря на обилие цифр, колонок и граф, пользоваться ей не так сложно. Жирным шрифтом в таблице выделены базовые показатели – это 3-й класс, присваиваемый каждому водителю-новичку, впервые оформляющему страховку. Такому автолюбителю ОСАГО оформляется по базовой цене, с коэффициентом «1».

Но уже со следующего года, происходит изменение личного рейтинга водителя. Если он за истекший страховой год совершил по своей вине одно ДТП, его класс опускается до первого уровня. При двух и более аварий, его индивидуальный рейтинг снижается до самого низшего класса – «М». Это видно из правой части таблицы, где располагаются столбцы с количеством страховых выплат за прошедший год, от 1 до 4. Подобным же образом можно рассчитать и падение рейтинга при ДТП и для прочих классов. Например, водитель, имеющий на начало страхового года высший, 13 класс, стал виновником одной автоаварии. В результате, его индивидуальный рейтинг опустится до 7 класса. А вот при совершении им 4 и более ДТП, в следующем году ему будет присвоен самый низкий класс «М».

Мнение эксперта
Мария Мирная
Страховой эксперт

Зная свой текущий класс, водитель по таблице сможет вычислить и коэффициент «бонус-малус». Это коэффициент может быть, как повышающим цену ОСАГО, так и понижающим её. Для новичка, имеющего начальный 3-й класс КБМ, применяется коэффициент «1», то есть, страховка ему будет оформлена по номинальной цене. При рейтинге, ниже третьего уровня, водителю придётся доплатить за полис, в соответствии с применяемыми к низшим классам коэффициентами.

Так, обладателю II класса страховка станет дороже в 1,4 раза (смотрите столбец «КБМ»), для I кл. – в 1,55 раза, для нулевого – 2,3. Больше всех придётся заплатить за полис обладателю минимального уровня «М». Он обойдётся автомобилисту, часто нарушающему ПДД в 2,45 раза дороже, нежели новичку III уровня. Для аккуратных шофёров, не попадающих в ДТП, предусмотрен бонус за безаварийное вождение. Чем выше его класс, тем дешевле будет стоить для него оформление автомобильной страховки. К примеру, для водителя, имеющего 7-й класс, она обойдётся в 80% от номинальной цены. Автомобилист, имеющий самый высокий, 13-й рейтинг в системе КБМ, сможет купить полис уже на 50% дешевле, чем новичок третьего класса.

Читать статью  Что такое КМБ (коэффициент-бонус-малус) в страховке машины: от чего зависит минимальный, расшифровка

КБМ в ограниченной и неограниченной страховке

Когда в полис ОСАГО вписывается несколько лиц, допускающихся к управлению застрахованным ТС, расчёт цены производится по самому низшему показателю. Например, если в полис вписываются три человека, имеющих, соответственно, 3, 5 и 13 классы. Расчёт здесь будет производиться по самому нижнему показателю, то есть как для III класса.

Иная ситуация при оформлении страховки, без ограничений по вписываемым в полис лицам. Неограниченное ОСАГО привязывается не к конкретному водителю, а страхователю. Все возможные риски закладываются в базовую цену полиса, который обойдётся при оформлении в 1,8 раза дороже своего ограниченного аналога.

Неверный коэффициент. Причины и пути решения

Причин для ошибочного снижения класса бывает несколько:

  1. Технические сбои в системе, в результате чего она теряет сведения о водителе, либо по ошибке понижает его рейтинг.
  2. Человеческий фактор, когда сотрудники страховой компании допускают ошибки при внесении данных о водителе в систему КБМ.
  3. Замена прав или изменение паспортных данных водителя. В этих случаях система не может автоматически идентифицировать его, и присваивает начальный 3-й класс, как впервые застрахованному человеку.
  4. Задержка при внесении информации о клиенте в систему «бонус-малус» страховщиком. Возникает по техническим причинам, или из-за нерасторопности сотрудников компании-автостраховщика.

Мнение эксперта
Мария Мирная
Страховой эксперт

Подобные ошибки, снижая класс водителя, приводят к дополнительным расходам при покупке ОСАГО. Для предотвращения подобного, каждому водителю перед оформлением страховки проверить свой личный рейтинг КБМ. При обнаружении несоответствий, нужно обратиться к своему страховщику, с требованием исправить ошибки. Когда вы уже купили страховку по завышенной цене, он обязан произвести перерасчёт и возвратить денежную разницу.

Когда компания-страховщик по неким причинам не желает делать перерасчёт и возвращать переплаченные деньги, водитель вправе подать жалобу в надзорные инстанции. К ним относятся:

  • Союз автостраховщиков РСА.
  • Роспотребнадзор.
  • Судебные инстанции.

Если в действиях страховщика просматривается попытка мошенничества, допускается написать заявление в правоохранительные органы, или в территориальное отделение прокуратуры.

Уважаемые посетители! Чтобы получить подробную и бесплатную консультацию наших юристов, оставляйте свою заявку в форме онлайн-консультанции. Мы поможем решить Ваш вопрос в самые кратчайшие сроки!

https://osago-gosuslugi.ru/blog/klass-strahovaniya-osago/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх