Как устроена тормозная система автомобиля
Настолько же важной, как рулевая и двигатель, в автомобиле является тормоз или brake system. От его исправности зависит эффективность торможения, а значит — безопасность людей. Грамотный водитель должен уметь не только правильно выбирать запчасти, но и понимать принцип работы тормозной системы автомобиля, хотя бы поверхностно.
Виды тормозных систем автомобиля
Для реализации хорошего и стабильного торможения, конструкторы предусмотрели в автомобиле несколько видов тормозов.
Рабочая
Первоочередная функция этого узла — снижать скорость вращения колес машины вплоть до окончательной остановки. На автомобилях современного образца рабочий тормоз состоит из нескольких компонентов (подробнее ниже).
Схема тормозной системы автомобиля
Схема тормозной системы автомобиля
Работа тормозной системы основана на простейшем принципе — при включении привода, гидравлическое давление повышается. Активируются цилиндры, срабатывают колодки, вращение колес замедляется, и машина останавливается.
Запасная
Служит для экстренной или аварийной остановки машины, если главный тормоз отказал или неисправен. Практически выполняет аналогичную функцию блокировки колес. Может работать как самостоятельный узел или часть основной — например, реализуется один из контуров привода.
Запасная тормозная система
Схема запасной тормозной системы
Стояночная
Эта часть тормоза выполняет другую функцию — удерживает автомобиль на спусках и при длительных стоянках, блокируя задние колеса. Также она поможет при аварийном/экстренном торможении, когда остальные системы неисправны. Этот вид тормоза часто называют ручным, так как задействуют его привод на многих автомобилях рукой (исключение, Мерседес-Бенц).
Стояночный тормоз
Схема стояночного тормоза
Устройство тормозной системы
Обычно гидропривод современного легкового авто имеет простейшее устройство тормозной системы:
- сам привод — на легковых авто он бывает преимущественно гидравлического типа;
- главный тормозной цилиндр (ГТЦ);
- накладки и диски;
- контуры(шланги, трубки);
- педаль привода (находится в салоне, между муфтой и акселератором);
- колесные цилиндры;
- регулятор давления — устанавливается на автомобилях, где предусмотрена вспомогательная ABS, и в процессе резкого торможения уменьшает давление в гидравлике (во избежание потери контакта задних колес с дорогой, так как центр тяжести авто перемещается вперед);
- блок АБС;
- вакуумный усилитель — отвечает за увеличение общего давления, ставится в единый блок с ГТЦ.
Контуры управления тормозом бывают различного типа — обычно устанавливаются по определенной схеме (параллельно или диагонально). Разделяются они с помощью ГТЦ, что позволяет системе не утрачивать свою работоспособность даже при неполадке с одним из контуров.
Подключение тормозных контуров
Схема подключения тормозных контуров
Принцип работы
Функционирование тормоза автомобиля основано на изменении давления жидкости. Подробнее о том, как работает система:
- водитель выжимает педаль тормоза;
- создается усилие, давление жидкости повышается;
- вакуумник еще больше нагнетает давление, затем оно передается на ГТЦ;
- поршень ГТЦ направляет жидкость к колесам через магистрали;
- поршни цилиндров (суппортов) выдвигают колодки к дискам;
- активируются тормозные механизмы, вращение колес замедляется, машина останавливается;
- водитель отпускает педаль тормоза, она возвращается в исходное положение за счет пружины;
- поршень ГТЦ встает в нейтральное положение;
- общее давление гидравлики снижается, колеса разблокируются.
На некоторых заднеприводных автомобилях жидкость из ГТЦ подается раздельно. Другими словами, на передние и задние колеса по отдельным трубкам. Что касается переднеприводных авто, то схема контуров магистралей здесь обычно диагонального типа.
Основной тормозной системой является рабочая. Именно она используется в 99% случаях во время движения, блокирует колеса машины до полной ее остановки. Активируется правой ногой водителя — одновременно нога снимается с педали газа.
Нога на педали тормоза
На педаль тормоза нажимать нужно правой ногой
Стояночный тормоз обеспечивает неподвижность машины во время долгой стоянки на паркинге. Водители с опытом оставляют автомобиль на ручнике и включенной передаче, хотя этого может оказаться недостаточным на крутом склоне.
Кроме того, ручной тормоз оказывает пользу для новичков при старте в горку. Нога неопытного водителя не приучена работать с педалью сцепления, поэтому машина скатывает вниз, а двигатель глохнет.
Если же активировать стояночный тормоз, автомобиль будет стоять на месте и новичок легко тронется с места, аккуратно выключая ручник, и одновременно задействуя педаль газа (муфта плавно отпускается).
Уход за тормозной системой автомобиля
Своевременный уход за тормозами увеличивает срок службы механизмов, снижает вероятность ранних поломок и ремонта. Опытные водители никогда не игнорируют малейшие признаки неполадок с тормозом, тем самым предупреждают негативные последствия (в крайних случаях они могут стать очень печальными).
Самыми распространенными симптомами неисправного тормозов являются:
- характерный шум во время торможения — стуки, пульсации, вибрации;
- провал педали тормоза или чересчур мягкий ее ход;
- жесткость педали, обратная амортизация;
- увод машины в сторону при задействовании педали тормоза;
- снижение эффективности ручника — машина скатывается, стояночный тормоз не держит ее даже на небольшом уклоне.
Любой из этих признаков должен насторожить владельца машины, стать поводом для посещения сервисного центра. Однако ежедневный контроль системы и соблюдение правил ухода помогут продлить время до ремонта. Ниже представлен примерный алгоритм действий, которого должен придерживаться каждый водитель.
- Один раз в 3 года или раньше надо менять тормозную жидкость (по классификации производителя).
- Рабочая жидкость должна быть качественной, желательно того же типа/производителя, что была заправлена ранее.
- Уровень DOT следует проверять регулярно — раз в неделю обязательно. Снижение уровня может свидетельствовать об утечках. Поэтому надо хорошенько проверить зону тормозной системы (возле ГТЦ, около колесных цилиндров). Если подтеков нет, то надо долить жидкость до верхней метки в бачке.
- Вакуумный усилитель обязан нормально работать, его исправность должна проверять своевременно.
- Толщина дисков обязана быть в пределах нормы — не менее 10 мм. Данное значение также надо регулярно контролировать.
- Педаль тормоза должна идеально работать. Поэтому надо время от времени регулировать величину рабочего и свободного хода привода.
- Колодки являются расходными материалами, поэтому менять их надо вовремя. Чтобы увидеть общую картину, достаточно разобрать колесо и осмотреть одну из накладок — минимальная толщина фрикционного материала должна быть 1 мм. Обычно передние колодки изнашиваются быстрее задних, так как на них ложится основная нагрузка при торможении.
- Герметичность магистралей также не должна вызывать нареканий. Осмотр системы желательно проводить на яме, эстакаде или подъемнике, чтобы видеть общую картину. При малейших следах утечки — быстро принять меры! Рекомендуется тщательно проверять соединения ГТЦ и колесных цилиндров.
Еще одна из обязательных процедур ухода за тормозной системой автомобиля является обслуживание суппортов. От грязи и влаги эти механизмы могут коррозировать и плохо выполнять свои основные функции. Поэтому удалитель ржавчины и очиститель тормозных дисков окажут незаменимую помощь владельцам машины. Этими средствами рекомендуется обрабатывать детали, когда проводится замена колодок, чтобы лишний раз не проводить демонтаж.
Поршень тормозного суппорта
Очищенный до блеска поршень суппорта
Завоздушивание тормоза — еще одна распространенная неисправность. Водителю следует постоянно следить за тем, чтобы в систему не попал воздух (правильно и своевременно менять/доливать жидкость). Однако если это уже произошло, необходимо выгнать лишний воздух. Достаточно провести несколько действий в правильном порядке: долить в ГТЦ жидкость, открыть клапан первого колесного цилиндра (который по схеме первый), вдеть на штуцер прозрачный шланг и начать выжимать/отпускать педаль тормоза. Таким образом, контуры прокачиваются, лишний воздух выходит вместе с жидкостью (заранее надо подготовить пустую емкость).
Помните об очень важном свойстве тормозной жидкости — гигроскопичность или способность впитывать влагу. Даже если машина просто стоит и никуда не ездит, конденсат все равно рано или поздно проникнет в жидкость.
А это приведет к образованию пузырей воздуха, коррозии и другим нежелательным последствиям. Поэтому заменять жидкость надо своевременно — желательно каждые 1,5-2 года (каждые 30-40 тыс. км пробега).
Теперь вы знаете назначение тормозной системы автомобиля. Это поможет вам регулярно ухаживать за ней, а при малейшем намеке на неисправность — незамедлительно принимать меры.
Почему проваливается педаль тормоза, а тормозная жидкость не уходит? Вероятных причин провалов педали очень много. Правда, как правило, диагностировать причину и устранить поломку самому не составляет труда.
13-04-2018, 13:12 0 Почему проваливается педаль тормоза, а тормозная жидкость не уходит?
10 фактов о тормозной системе Полезная информация о тормозной системе которую должен знать каждый автовладелец.
17-09-2016, 09:00 0 10 фактов о тормозной системе
Короче тормозной путь — безопаснее езда. На ВАЗе-2110 станет ездить спокойнее Российские дороги имеют дурную славу во всем мире. Конечно, авария может произойти в любой стране, но качество дорожного покрытия, а точнее, его отсутствие, создает дополнительную опасность для водителей и пешеходов.
20-12-2013, 00:42 0 Короче тормозной путь — безопаснее езда. На ВАЗе-2110 станет ездить спокойнее
Признаки и причины поломки тормозных дисков. Процедура восстановления их работоспособности Тормозные диски в автомобилях Тойота играют чрезвычайно важную роль. От них зависит безопасность управления авто. В процессе эксплуатации рабочая поверхность данных элементов постепенно деформируется, что приводит к увеличению вероятности возникновения в дороге аварийной ситуации.
16-12-2013, 19:03 0 Признаки и причины поломки тормозных дисков. Процедура восстановления их работоспособности
Технология ремонта элементов тормозной системы автомобиля ВАЗ 2110. Главный и рабочий тормозные цилиндры Основные элементы тормозной системы современного автомобиля. Гидравлический привод – это основной тип конструкции, применяемый для установки рабочей тормозной системы
11-12-2013, 01:05 0 Технология ремонта элементов тормозной системы автомобиля ВАЗ 2110. Главный и рабочий тормозные цилиндры
Идеальное состояние тормозов — гарантия безопасности авто Тормозные колодки относятся к деталям, наиболее подверженным износу. Поскольку они вместе с другими составляющими тормозной системы отвечают за безопасность авто, необходимо обращать внимание на любые признаки, говорящие об их износе, чтобы своевременно выполнить замену тормозных колодок на ВАЗ
https://mashinapro.ru/1942-kak-ustroena-tormoznaya-sistema-avtomobilya.html