Ручник на машине с автоматом — ответы на все волнующие вопросы
Автоматическая коробка передач максимально упрощает управление автомобилем: не нужно использовать педаль сцепления, скорости переключаются автоматически, есть режим парковки для блокировки колес. Стояночную тормозную систему в машинах с АКПП водители практически не используют, а зря. Ручник на автомате имеет большое значение, так как его эксплуатация предохраняет коробку передач от поломок.
Зачем ручник на автоматической коробке переключения передач
Коробка автомат отличается от механической более сложным устройством, но при этом она удобнее при эксплуатации как на трассе, так и в городе. Одним из главных преимуществ автомата стал режим парковки. При установке режима Р рычаг внутри узла стопорит зубчатую шестеренку, колеса блокируются, машина остается на месте.
Но эта функция имеет существенный минус при стоянке авто на уклоне. Даже небольшой склон из-за естественных физических законов создает ситуацию, при которой рычаг зажимается шестеренкой. Чем круче уклон – тем сильнее давление на рычаг. На склоне опустить ручник проще, чем передвигать селектор автомата.
При попытке переключить передачу автомата селектор «сопротивляется» и не сдвигается с места. Перемещать рукоять рычага переключения передач водителю приходится с усилием. Возникает риск обрыва тросика или поломки АКПП.
Зачем нужен на машинах с коробкой автомат ручник:
- стоянка на склоне – для предотвращения заклинивания внутреннего устройства узла;
- блокировка 4 колес при неблагоприятных погодных условиях и скользком покрытии парковки;
- для аварийного торможения.
На скользком покрытии блокировка 2 колес в режиме парковки не может полностью обеспечить устойчивость машины. Возникает риск скольжения, а поднятый ручник снижает риск срыва машины с тормоза.
Интересный факт! Название «ручник» народное. Его располагали под рукой, чтобы в случае аварийной ситуации быстро дернуть вверх. Но сегодня ручную тормозную систему на машинах активируют не только привычные рычаги, но и ножные педали или клавиши на панели управления.
Устройство и принцип работы стояночного тормоза
Основная функция ручника – аварийное торможение. Его используют в тех случаях, когда основные тормозные системы отказывают, либо не могут остановить транспортное средство. Устройство стояночного тормоза состоит из тросика, подведенного рычагу или педали, и 2 тросов, ведущих к тормозному механизму колес. При подъеме ручника происходит натяжение тросиков. Концы, соединенные с тормозным механизмом колес, приходят в движение, блокируя вращение колес.
Различают 3 основных устройства механизма ручника:
- Механический – простой и надежный. Натяжные тросики приводит в движение рукоять или педаль.
- Гидравлический – система приводится в действие при помощи передачи давления через тормозную жидкость.
- Электронный – за его работу отвечает электродвигатель, редуктор с ременной передачей и сам тормоз.
Современные машины с коробкой автомат все чаще отказываются от механического ручника в пользу более современных и многофункциональных устройств – гидравлического или электронного. Они имеют более сложную конструкцию и менее надежны в случае возникновения аварийной ситуации. Но более удобны как устройства дополнительного торможения на склонах, скользких участках или во время движения.
Факт: любители дрифта на автомате выбирают гидравлическую систему для ручника из-за возможности контролировать резкость торможения.
Эксплуатация ручного тормоза автомобиля
По статистике, многие водители машин с коробкой автомат практически не используют ручник, что в корне неверно. Каждый механик скажет – если механизм не работает, то постепенно начинает ржаветь и в конце концов разрушится. По этой причине ручником на автомате пользоваться необходимо.
Эксплуатация стояночной тормозной системы на автоматах имеет свои особенности, выполнение которых упрощает управление. Ручник играет важную роль для правильной парковки на уклоне, а также для безопасного спуска или подъема.
Ставить ли на ручник автомат на ровной поверхности
На ровной поверхности ставить машину на ручник не обязательно. Достаточно перевести селектор в режим парковки и заглушить машину. Но есть один нюанс – если местность ровная и при эксплуатации автомобиля владельцу не приходится сталкиваться со склонами, то механизм стояночного тормоза практически бездействует.
Для поддержания его работоспособности следует время от времени использовать ручник для парковки машины, не смотря на уровень уклона поверхности.
Пошаговая парковка на склоне с использованием ручника:
- Остановить машину.
- Нажать на педаль тормоза.
- Активировать ручник.
- Поставить селектор в положение паркинг.
Для того чтобы тронуться, шаги повторяют в обратном порядке.
Если же электронная система не подает сигнал из-за обрыва проводов, то ручной тормоз задействовать не получится.
Предупредить столкновение или опасную ситуацию можно прокачав систему, для подключения второго контура или для того, чтобы машина начала тормозить двигателем.
Можно ли дергать ручник зимой на АКПП
Вопрос о том, можно ли ставить машину на ручник зимой актуален из-за возможного обледенения колодок. При езде по воде или слякоти колодки покрываются влагой и после постановки на ручник примерзают. Исключить подобную ситуацию можно, поработав тормозами перед остановкой.
Как снять машину с ручника
Периодическая езда на ручнике приводит к поломкам трансмиссии, а ремонт коробки автомат стоит не дешево. Перед поездкой не стоит забывать снять стояночный тормоз. Делают это следующим образом:
- нажать на педаль тормоза;
- снять ручник;
- перевести селектор в режим движения.
Удерживая педаль тормоза, водитель не дает машине скатиться с уклона или начать движение.
Как правильно трогаться на АКПП с ручником
После остановки машины с использованием ручного тормоза, перед началом движения нужно убрать ручник, удерживая педаль тормоза, затем включить положение Drive или задний ход. Если на авто установлен стандартный рычаг, то его опускают, зажав кнопку фиксатора.
Достоинства и недостатки ручного тормоза на коробке автомат приведены в таблице.
Достоинства | Недостатки |
Использование различные видов механизмов | Сложный алгоритм включения для парковки |
Надежность стоянки машины на уклонах и скользком покрытии | Непривычный способ управления |
Возможность установки системы автозапуск для коробки автомат |
Как проверить ручник
Работающий ручник – залог безопасности. Для проверки есть простой способ – активировать стояночный тормоз на небольшой скорости на ровной площадке. Для испытания лучше выбрать бетонную или асфальтированную площадку, трасса для этой цели не подойдет.
Нажатие на педаль или кнопку тормоза должно спровоцировать немедленную остановку машины. Если тормозной путь длинный, то необходимо найти причину неисправности. Вовремя проведенный ремонт и обслуживание обеспечат безотказную работу механизма.
Совет: резкое выдергивание ручника на высокой скорости приводит к заносу машины и потере управления.
Когда ручник может не сработать
Механизм ручника может не сработать из-за поломок механизма или из-за наледи зимой. Наиболее частые причины отказа работы:
изношенность колодок (явный показатель – скрежет и звук трущегося металла во время остановки);
обрыв тросиков, пробоины в гидравлических трубках, обрыв в электрической цепи, выход из строя других элементов механизма;
проржавевшие детали механизма;
неправильная регулировка винта натяжения;
налипание наледи, грязи, масла на колодки.
При возникновении любой из перечисленных причин может возникнуть ситуация, когда на скорости машина не остановится.
Общие последствия езды на ручнике автомобиля оборудованного АКПП
Хоть раз в жизни на ручнике ездил каждый водитель машины с автоматом. По собственному опыту, забыв снять машину со стояночного тормоза чувствуется затруднение движения, авто не тянет, ощущение будто что-то держит. В такой ситуации важно сразу проверить опущен ли тормоз. Новички не всегда замечают проблему или не обращают на нее внимания, не учитывая, что будет, если продолжать движение на активированном ручнике.
Езда на машине с включенным стояночным тормозом имеет такие неприятные последствия:
перегрев колодок, дисков и суппортов;
поломки мотора и коробки;
износ покрышек;
износ подшипников.
В итоге, если ехать на ручнике постоянно, то это приведет к серьезным тратам на ремонт и замене деталей ходовой части, тормозной системы, двигателя и коробки автомат.
Ручник на машине с коробкой автомат выполняет те же задачи, что и на механике. Режим парковки не является надежным способом остановки и стоянки на склонах и скользких покрытиях. По этим причинам важно периодически проверять работу ручного тормоза и чаще использовать для предотвращения поломок. Исправный ручник обязательно поможет в случае отказа основной тормозной системы при аварийной ситуации.
Наверное, больше мифов, чем о коробке автомат, было создано только о вариаторе. Ручник неожиданно вызвал множество невероятных историй от его полной бесполезности, до невозможности использования на скорости, что не может не вызвать сомнения – может есть в них зерно истины? Как вы считаете? Поделитесь своим мнением в комментариях.
https://akpp.guru/ustrojstvo/ruchnik-na-avtomate