Какими бывают велосипедные тормоза и как их настраивать
В этом материале мы с помощью амбассадора Спортмастер PRO Дмитрия Лемякина расскажем все, что вам нужно знать о велосипедных тормозах и их настройке. А еще мы писали о том, как выбрать велосипед.
Типы велосипедных тормозов
Для того, чтобы разобраться с настройкой велосипедных тормозов, для начала нужно понять, каких видов они бывают. Условно их можно разделить на три основных типа: ободные, дисковые и барабанные.
Ободные тормоза
Такие тормоза делятся еще на пять видов, но принцип действия у всех примерно одинаковый: тормозные колодки зажимают с двух сторон обод велосипедного колеса. Отличаются такие тормоза по конструкции и дисциплине использования.
Разновидности ободных тормозов:
- Ободные тормоза V-brake – один из самых распространенных видов ободных тормозов
- Ободные тормоза U-brake – тормозные рычаги перекрещиваются между собой в форме буквы U. Применяется на BMX велосипедах
- Кантилеверные тормоза – уже уходящая модель, предшественник V-brake. Применяется на некоторых моделях BMX
- Клещевой ободной тормоз – этот тип тормозов используется на большинстве шоссейных велосипедов, а также на городских велосипедах с фиксированной передачей (FIX)
- Гидравлические ободные тормоза – самые мощные ободные тормоза. Их отличие – два тормозных поршня, которые приводятся в движение тормозной жидкостью и симметрично прижимают колодки с обеих сторон обода. Такие тормоза используются в дисциплине вело-триал
Дисковые тормоза
Дисковый тормоз состоит из тормозного диска (ротора), прикрученного к втулке колеса (центральная часть), и тормозной машинки (калипер), внутри которой размещены тормозные колодки.
В зависимости от типа привода тормозной машинки они делятся на механические и гидравлические, также есть комбинированные варианты. Тормозные роторы бывают разного диаметра, чем он больше – тем эффективнее будет работать тормоз. Калипер крепится на вилку или на раму велосипеда. Внутри калипера находятся две тормозные колодки, которые зажимают тормозной ротор одним или несколькими поршнями с обеих сторон.
В дисковых механических тормозах усилие от тормозной ручки до калипера передается через тормозной трос. Как правило, в механических тормозах работает только одна колодка – это дает неравномерное распределение нагрузки, что влияет на эффективность торможения.
В отличие от механики, дисковые гидравлические тормоза обеспечивают более мощное тормозное усилие, плавное и равномерное торможение и контроль тормозного усилия до миллиметров с тормозной ручки, – объясняет Дмитрий Лемякин. – Дисковая гидравлика приводится в действие за счет тормозной жидкости – это минеральное масло или тормозная жидкость DOT. Тормозные ручки тут полностью герметичны, с поршнем, встроенным внутрь. Сами калиперы отличаются от механических тормозов – тут уже две активные тормозные колодки, которые одновременно и с одинаковой силой зажимают тормозной диск сразу с двух сторон
Гидромеханические тормоза встречаются реже всего. Принцип их действия – гидравлический калипер, который приводится в действие тормозным тросом. Такими тормозами оснащаются гравийные и некоторые шоссейные велосипеды.
Барабанные тормоза
Тормоз барабанного типа, ножной или педальный тормоз располагается в задней втулке велосипеда и имеет внутри тормозные колодки, – продолжает эксперт. – Процесс торможения происходит посредством нажатия на педали в обратную сторону. В результате этого тормозные колодки разводятся в стороны и прижимаются к тормозному барабану внутри втулки.
Такие тормоза в основном применяются на детских велосипедах, а также на самых простых взрослых городских велосипедах.
Почему ломаются тормоза и как их настроить
Перед каждой поездкой необходимо проверить тормоза велосипеда. Сделать это можно так: зажать поочередно передний и задний тормоз и, создав давление на велосипед, попробовать провезти его вперед. Если велосипед не движется, значит все порядке. Если же тормоза зажаты, но колеса крутятся, хоть и с усилием, то необходимо выявить и устранить неполадки.
Основные типы неисправностей в ободных тормозах:
- Износ колодок. Определить износ можно визуально – если половина колодки стерта, то необходимо заменить их. Сделать это можно при помощи шестигранника
- Искривление обода. При такой проблеме во время езды обод начинает цепляться за колодку. Происходит ухудшение наката, ускоряется износ колодок и обода. Для устранения необходимо обратиться в сервис-центр
- Поломка тормозных рычагов. Наиболее часто выходит из строя пружина, посредством которой происходит возврат в исходное положение тормозных рычагов. В таком случае необходимо будет заменить тормоз (v-brake, u-brake, клещевой)
- Износ тормозного троса. Усилие от тормозной ручки до самого тормоза передается посредством троса, который может выйти из строя по многим причинам – обрыв, разволокнение, залом, загрязнение, коррозия и т. д. Все это приводит к тому, что тормоз либо не работает совсем, либо работает очень плохо. Здесь поможет только замена троса. Сделать это можно в сервисе или самому, для чего помимо нового троса понадобится набор шестигранников, отвертка и кусачки
- Износ тормозной рубашки. Трос тормоза находится внутри тормозной рубашки. Если произошло какое-либо повреждение, необходимо провести замену
Дисковые механические тормоза сложнее в обслуживании, чем ободные, но неисправности, которые касаются износа тросов и тормозных рубашек, у них примерно такие же.
Чтобы определить износ колодок у дисковых механических тормозов необходимо снять калипер (тормозную машинку) и извлечь колодки. Если износ больше 60–70%, то необходимо заменить колодки. Также следует уделять внимание загрязнению колодок и тормозного диска. Один из явных признаков неисправности – это посторонний звук при торможении и ухудшение эффективности. Это происходит из-за попадания смазочных средств и химии на тормозную систему. Решение проблемы – замена колодок и тормозного диска.
Тормозной диск имеет свой ресурс и при несвоевременной замене колодок он быстро истончается, – говорит эксперт. – Также он имеет свойство гнуться от трения и нагрева. При износе и сильном искривлении диска его необходимо заменить. Для этого потребуется специальный инструмент, если такого нет, то лучше обратиться в сервис. А при небольшом искривлении диск можно выровнять.
Дисковые гидравлические тормоза самые сложные в обслуживании. Проще всего будет заменить колодки, что делается примерно так же, как на механике: снять калипер, достать колодки, поставить новые.
Также может возникнуть провал тормозной ручки, когда при нажатии тормозная ручка соприкасается с грипсой, а колодки не блокируют диск. Причина этому – попадание воздуха в систему. В этом случае необходимо заменить тормозную жидкость, прокачать тормоза, – рассказывает Дмитрий. – Кроме того, для корректной работы тормоза необходимо периодически менять тормозную жидкость, минимум раз в год. Сделать это можно при помощи специального набора для прокачки тормозов. Важно не перепутать жидкости, минеральное масло и DOT! То же относится и к ободным гидравлическим тормозам.
Барабанные тормоза самые неприхотливые в обслуживании, могут служить годами без каких-либо регулировок.
Если у вас нет опыта и знаний в технических характеристиках велосипеда, все регулировки, настройки и ремонт должны производиться в специализированных сервисах квалифицированными специалистами.
Чтобы спорт дарил радость, нужен подходящий велосипед и аксессуары. Всю необходимую экипировку и инвентарь можно найти на сайте Спортмастера.
https://www.sportmaster.ru/media/articles/kak-nastroit-tormoz/