Замена масла в вариаторе пошагово (полная и частичная)
Сейчас многие современные автомобили снабжаются коробками передач с вариатором. Они и более просты конструктивно, нежели «классические» АКПП, и обеспечивают лучшую динамику разгона. Единственный минус, который отмечают практически все автовладельцы — это своеобразный «монотонный гул» во время езды. Но в самых современных авто и с этим инженеры справляются. Но для исправной работы вариатора требуется в нём регулярная замена масла. Выполнить в домашних условиях это вполне возможно, обращаться к услугам специалистов не обязательно.Замена масла в вариаторе проводится по рекомендациям концерна-производителя (указывается в технической документации).
Когда нужно менять масло в вариаторе
Когда именно требуется замена масла следует уточнять в технической инструкции. Там обязательно описан регламент, а также совместимые марки смазочных материалов, которые подходят под конкретную марку автомобиля.
В среднем замена производится каждые 40 тысяч километров. Но если авто эксплуатируется в «сложных» условиях или при постоянной низкой температуре окружающей среды, то этот показатель может снижаться до 20 – 30 тысяч километров.
Состояние масла можно контролировать самостоятельно. Для этого предусмотрен специальный щуп под капотом. Выполняется это следующим образом:
- «Прогреть» автомобиль примерно до 50 – 80 градусов. Ориентироваться по показателям датчика на приборной панели.
- Установить авто на ровную поверхность, чтобы не было уклона в какую-то из сторон.
- Двигатель не глушить, просто оставить на холостых оборотах.
- Под капотом найти специальный бачок с обозначением CVT. Иногда вместо этого просто пишут «Transmission». Аккуратно открутить крышку горловины.
- Извлечь щуп, тщательно его вытереть ветошью. Далее — погрузить, подождать несколько секунд, извлечь.
Нормальное значение — это примерно середина между верхней и нижней отметкой на щупе. А далее следует визуально оценить качество масла. Просто капают на салфетку, втирают, а далее осматривают на наличие примесей.
Также у «изношенного» масла присутствует своеобразный запах гари и каленного металла.
Кстати, у некоторых современных авто есть специальный датчик, который контролирует остаточный ресурс для масла CVT. Например, у автомобилей Toyota и Nissan с вариатором предусмотрена такая функция. Но всегда нужно учитывать, что датчик может работать некорректно или вовсе выйти из строя.
Ещё явные признаки того, что масло пора менять:
- автомобиль при выезде часто «пинается»;
- слышен посторонний шум в работе вариатора (особенно заметен при наборе скорости или наоборот — при торможении);
- при проверке уровня масла с помощью щупа отчетливо чувствуется запах гари.
Полная или частичная замена
Условно выделяют 3 варианта замены масла в вариаторе:
- Частичная. Можно без проблем провести самостоятельно в домашних условиях. Осуществляется точно так же, как и замена масла в АКПП. Но удастся заменить всего около 50 – 60% жидкости. Естественно, что эксплуатационный ресурс вариатора при таком варианте технического обслуживания будет существенно меньше.
- Двойная частичная. Тоже выполняется в домашних условиях. По сути, это частичная замена, но которая выполняется поочередно дважды. Суммарно таким образом удастся заменить около 80% масла.
- Полная. Иногда ещё именуют как «аппаратная» замена. То есть, когда масло в вариаторе заменяется полностью на новое. Проводится в условиях сервисного центра, так как требуется специализированное оборудование.
ТОП 10 лучших масел для вариатора
Масла для вариаторов сейчас выпускают абсолютно все крупнейшие производители ГСМ материалов. Но ценовая категория у них примерно одинаковая. Поэтому с выбором иногда возникают сложности.
В технической документации к автомобилю производитель обязательно указывает «допуска». То есть, рекомендуемые марки масла, которые следует использовать для обеспечения максимальной эксплуатационной износостойкости всех агрегатов. Следует ориентироваться в первую очередь на эту информацию.
Mitasu
Одно из самых доступных по стоимости, к качеству особых нареканий нет. Производитель заявляет, что его ресурс составляет от 30 тысяч километров в большинстве марок автомобилей.
Преимущества:
- низкая цена;
- не подделывают.
Из минусов: не лучшие характеристики при низкой температуре окружающей среды (усиливается шум).
Febi NS3
Сбалансированные характеристики, сохраняет свои свойства как при низкой температуре окружающей среды, так и в летний период. Устойчивость к износу отличная за счет включения в состав оригинальной композиции присадок (точный состав производитель не раскрывает). При работе шум — минимальный. В отзывах указывают, что даже через 2 года эксплуатации не «расслаивается».
Преимущества:
- доступная цена;
- сохраняет свои смазочные свойства при любой температуре окружающей среды.
Из минусов: встречаются подделки, следует покупать только у официального дилера.
Alphas
Сейчас его в РФ приобрести сложно, так как поставки существенно снизили в объеме. Но совсем недавно это было одно из самых рекомендуемых масел в сервисных центрах. Качественный состав, подходит практически для всех легковых авто.
Преимущества:
- универсальное, подходит для многих марок автомобилей;
- производителем допускается частичная замена.
Недостатки: сейчас редко встречается в продаже.
Eneos
К этому маслу для вариатора на тематических форумах можно найти массу претензий. Но оно идеально подходит для японских и корейских автомобилей. Так что его просто не рекомендуется использовать в «европейках» или «американках». И лучше подходит для регионов с умеренно-теплым климатом.
Преимущества:
- идеально подходит для корейских и японских авто;
- производителем допускается частичная замена;
- нет признаков расслаивания даже через несколько лет активной эксплуатации.
Из недостатков отмечают лишь то, что для остальных автомобилей, кроме азиатских, подходит плохо (быстро мутнеет).
Ravenol
Этот концерн выпускает целую линейку масел для трансмиссии. Особой популярностью пользуется НС-2, которое относится к категории «бюджетных». По отзывам, даже через 25 – 30 тысяч километров сохраняет свои смазочные свойства и первоначальный вид. Текучесть повышена, так что зимой никакого увеличения шума от вариатора не будет заметно. Также специалисты отмечают, что со временем плотность — не увеличивается. А это означает, что вероятность заклинивания вариатора практически полностью отсутствует (гораздо раньше «полетят» подшипники).
Преимущества:
- повышенная текучесть;
- есть присадки, которые защищают механизм вариатора от коррозии;
- множество допусков от производителей.
Единственный минус заключается в том, что это масло часто подделывают. Так что приобретать обязательно только у официального дилера.
Idemitsu
Масло, которое в допуски добавляют абсолютно все азиатские автомобильные концерны. Но для европейских и американских тоже отлично подходит. И то масло, которое поставляется на российских потребительский рынок имеет дополнительные присадки для сохранения текучести в условиях критически низкой температуры окружающей среды. Но при этом производитель рекомендуют всегда проводить двойную замену масла. Мол, при первой «заливке» после очистки системы на металле формируется плотная пленка из ПАВ-компонентов.
Преимущества:
- минимальный шум вариатора во время движения;
- допускается частичная замена;
- есть присадки для улучшения текучести в условиях низкой температуры окружающей среды.
Недостатки: завышенная стоимость (если сравнивать с другими марками).
ZIC
Хоть и не самая популярная марка, но нареканий на качество вообще нет со стороны покупателей. Текучесть — приемлемая, для низкой температуры окружающей среды тоже подходит. Шум вариатора при использовании этого масла остается таким же как «с завода». И все это дополняется сравнительно невысокой стоимостью.
Продается в емкостях разного объема. Есть и однолитровые «для доливания».
Преимущества:
- большой эксплуатационный ресурс (40 тысяч километров);
- не подделывают (надежная защита оригинальности упаковки со стороны производителя).
Недостатки: в продаже чаще встречается только в больших емкостях.
Aisin
Примерно на 15% дороже остальных масел с аналогичными эксплуатационными характеристиками. Но многие его относят к «люкс-классу». Действительно позволяет продлить срок службы вариатора, а также уменьшить уровень издаваемого шума. Есть допуска ко всем распространенным маркам автомобилей. И это масло — однозначный выбор для тех, кто не особо соблюдает правила аккуратной езды на автомобилях с вариатором. Основа — синтетика, без добавления минерального.
Преимущества:
- отличные эксплуатационные характеристики;
- текучесть сохраняется при любой температуре окружающей среды;
- существенно уменьшает шум от работающего вариатора.
Единственный недостаток — это высокая стоимость.
Totachi
Лишь недавно начали активно поставлять в больших объемах на российский потребительский рынок. Цена — средняя, подходит и для зимнего периода. В составе — целый набор присадок, которые формируют защитную пленку на всех механизмах вариатора. Она защищает и от коррозии, и от образования сколов. Есть допуски от всех популярных марок авто.
Преимущества:
- доступная цена;
- выпускается в емкостях разного объема (удобно для тех, кто хочет провести лишь частичную замену).
Минусы: присутствует запах гари, но, по словам производителя, это нормально.
Castrol (серия Multi CVT)
У этого масла самое большое количество допусков от автомобильных концернов. Подойдет практически для любой марки авто. Характеристики, текучесть — оптимально сбалансированы. Можно использовать для частичной замены. Сохраняет свои свойства при длительном простаивании транспортного средства.
Преимущества:
- не «стареет», если автомобиль находится на гаражном хранении длительный период времени;
- множество допусков от автомобильных концернов;
- можно использовать для частичной замены масла.
Минусы: часто встречаются подделки, приобретать рекомендуется только у официальных дилеров.
Как менять масло в CVT пошагово
Оптимальный вариант — это обращение в сервисный центр, где замену проведут с помощью специального аппарата, а вместе с этим «промоют» вариатор, восстановив его до характеристики практически до заводских значений. Но в целях экономии многие решаются на замену вручную.
Общий порядок следующий:
- Открутить все фильтра, которые имеются для CVT. У большинства автомобилей он 1, у некоторых — 2.
- Открутить специальную сливную гайку, что находится внизу авто. Слить жидкость.
- Снять поддон, тщательно его промыть. В нём размещается несколько магнитов для сбора металлической стружки. И с поддоном требуется максимально аккуратное обращение. Потому что если оставить даже незначительные царапины внутри, то с них в дальнейшем обязательно начнут отслаиваться металлические опилки. А это одна из главных причин «износа» смазывающей жидкости.
- Снять гидроблок. Промыть и его, и цилиндр.
- Установить поддон обратно.
- Установить новые фильтры.
- Залить масло. Небольшими порциями, делая перерывы по 3 – 5 минут, чтобы из бачка и системы вариатора вышел воздух.
Алгоритм ничем не отличается от замены масла в традиционных АКПП или КПП. Но вот объем отработки, которую при этом удастся слить, зависит от модели автомобиля. У некоторых — это около 60%, у других — всего 30%. Ориентироваться можно по объему масла, которое удалось залить в бачок при замене.
Частичная замена масла вариатора своими руками
Частичную замену рекомендуется выполнять по следующему алгоритму:
- Прогреть автомобиль в течение 10 – 15 минут (с движением).
- Установить авто на эстакаду. Крайне важно, чтобы транспортное средство было установлено на абсолютно ровную поверхность. Отклонение даже в несколько градусов приведет к тому, что часть масла не будет слита.
- Подставить под авто емкость для отработанного масла. Точный объем зависит от марки авто. В среднем, 3 – 4 литра. Далее следует подождать хотя бы 45 – 60 минут. Это необходимо для того, чтобы все остатки масла «стекли» непосредственно в поддон.
- Заглушить двигатель, открутить сливную гайку.
- Снять все масляные фильтры вариатора. В большинстве случаев они размещаются под капотом, в нижней части (требуется доступ с эстакады).
- Снять поддон и тщательно его промыть от остатков масла и осадка с металлической стружкой.
- Установить новые фильтры, поддон.
- Залить новое масло через бачок.
- Завести мотор, проехаться хотя бы на 100 метров. Затем — долить масло до заданного уровня в бачке.
Если планируется осуществить «двойную замену», то через 400 – 500 километров вышеописанную процедуру повторяют. При этом рекомендуется также 2 раза менять фильтр. В этом случае примерно на 80% жидкость будет обновлена, практически все примеси сажи и металлической стружки будут удалены. Подобную замену рекомендуется производить каждые 15 – 20 тысяч километров.
При частичной замене обязательно используется единственная марка масла. Комбинировать категорически запрещено.
Особенно «опасно» смешивать минеральное масло с синтетическим и наоборот. Потому что если это разные марки, то и плотность у них незначительно будет отличаться. Но этого достаточно, чтобы в поддоне возникало «расслаивание» жидкостей. Износ агрегата после этого не будет равномерным.
Полная замена масла вариатора
Полная замена масла вариатора в условиях домашнего гаража — невозможна. Требуется обращаться в сервисный центр, где имеется специализированное оборудование. Как это выполняется? Принцип — аналогичный. Но масло заливается под давлением. И за счет увеличения внутреннего давления в вариаторе — старая жидкость «выдавливается».
При этом используется омывающая жидкость, которая полностью растворяет остатки гари, а также смывает металлическую стружку. И только после этого происходит залив нового масла. В полном объеме (который указан производителем в техническом регламенте).
Общий порядок выполнения работ следующий:
- Коробку передач предварительно «прогревают» в течение 10 – 15 минут. Затем устанавливают автомобиль на эстакаду и выжидают порядка 45 – 60 минут, чтобы все остатки масла стекли в поддон. В противном случае его вытечет гораздо меньше.
- Под сливную пробку подставляют емкость для сбора отработанного масла.
- Откручивают сливную пробку (гайку). При этом также убирают крышку из бачка, а также щуп.
- После того, как отработанное масло перестает течь из сливного отверстия — снимают поддон. В большинстве автомобилей он крепится на 3 массивные гайки.
- Промывка поддона с помощью специального очистителя. Также проверяют состояние магнитов (для сбора металлической стружки).
- Снятие гидроблока. Его тоже следует тщательно промыть. А как это точно делается указано в технической документации. Потому что для каждой модели алгоритм индивидуальный.
- Замена фильтров вариатора. Установка гидроблока, поддона. При этом важно правильно совместить насечки на гидроблоке и шкиве вариатора. Для контроля можно просто пробовать переключать положение селектора в салоне авто.
- Подключение аппарата для заправки нового масла. Оно подается под давлением. На устройстве есть специальное «смотровое» окошко, по которому можно контролировать состояние масла при сливе.
- Контрольная проверка уровня масла с помощью щупа.
Через 400 – 500 километров пробега рекомендуется повторно проверить текущий уровень масла в вариаторе. Но, как правило, если заправка осуществлялась в условиях сервисного центра, но воздуха в системе не может быть.
Сколько может стоить замена масла в вариаторе
В автосервисах предлагают стоимость замены масла от 900 рублей (ручная, без съема поддона) до 8 тысяч рублей. Все зависит от комплекса услуг, которые «закажет» клиент.
Средняя цена в сервисных центрах — это 4,5 тысяч рублей, а также стоимость масла (объем для каждой модели автомобиля подбирается индивидуально), фильтров. В эту стоимость входит:
- Сама процедура вместе со съемом поддона и гидроблока их очисткой, «прокачкой» системы — 2500 рублей.
- Адаптация CVT после технического обслуживания — 600 рублей.
- Замена фильтров — 600 рублей.
- Сброс датчика «старения» — 700 рублей.
От некоторых из указанных услуг автовладелец вправе отказаться. Например, сброс датчика — не обязателен. Да и от съема поддона тоже можно отказаться (хотя категорически не рекомендуется, так как именно там все магниты для сбора металлической стружки и расположены).
Масло же обойдется примерно в 4 – 6 тысяч рублей. Речь идёт о емкости в 4 – 5 литра. Именно столько требуется для одной перезаправки в большинстве автомобилей. Суммарно получится около 8 – 10 тысяч рублей, если проводить именно полную замену.
Если же выполнять замену самостоятельно в гаражных условиях, то особо сэкономить не получится. Потому что потребуется двойная перекачка. И, соответственно, 2 комплекта фильтров.
Но не только своевременная замена масла влияет на эксплуатационный ресурс вариатора. Чтобы он прослужил как можно дольше рекомендуется соблюдать следующие рекомендации:
- Максимально аккуратная езда. Вариаторы совсем не подходят для езды на автомобиле в «экстремальном» режиме. Требуется только плавный разгон, движение на скорости до 90 – 100 километров в час.
- Перед поездкой прогревать автомобиль в зимнюю пору года, чтобы хотя бы частично «прогреть» масло в поддоне.
- Проводить плановое ТО и своевременно заменять ремень шкива. Периодичность указывается производителем в техническом регламенте.
Замену масла в вариаторе следует проводить только полную. И в условиях сервисного центра, где имеется соответствующий аппарат. И каждый раз следует также менять все фильтры (как «грубый», так и основной). И в дополнение к этому соблюдать правила аккуратной езды. Вариатор гораздо удобней, нежели обычная механическая КПП, но требует к себе бережного отношения и своевременно проводимого технического обслуживания.
Автомеханик
15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.
https://remontautomobilya.ru/zamena-masla-v-variatore.html