Основные параметры диска автомобиля

Основные параметры диска автомобиля

Какие? Параметры диска автомобиля – это те показатели, значения которых прежде всего учитываются при выборе новых колес. Ширина и вылет, различные диаметры, форма крепежных отверстий – вот что важно при смене колес. Зачем их знать? При покупке новых дисков для автомобиля важно, чтобы их параметры идеально подходили. Поэтому этому вопросу нужно уделять особое внимание, если вы не хотите столкнуться с рядом проблем.

  1. Типы колесных дисков
  2. Монтажный диаметр диска
  3. Ширина диска
  4. Вылет диска (ЕТ)
  5. Диаметр центрального отверстия (DIA)
  6. Форма крепежных отверстий
  7. Наличие хампов
  8. Маркировка дисков и ее расшифровка
  9. Мнения автолюбителей о параметрах диска автомобиля

Типы колесных дисков

Практическое значение имеют самые разные параметры диска автомобиля. Одна из важнейших характеристик – технология изготовления, от чего будут зависеть эксплуатационные свойства.

  1. Штампованные диски Их производят штамповкой из листовой стали. Достоинства:
    • низкая стоимость – это самые дешевые и распространенные во всем мире диски, и встретить их можно как на подержанных, так и на новых автомобилях;
    • возможность ремонта, что особенно актуально в местностях с плохими дорогами. Штампованные диски легко выправляются даже с помощью обычного молотка;
    • отсутствие проблем с поиском замены – в любом автомагазине, занимающемся продажей колес, их можно заказать.
  • непрезентабельный внешний вид;
  • излишний вес, что ведет к ухудшению разгонной и тормозной динамики автомобиля;
  • неэффективная система отвода тепла: поскольку вентиляционные отверстия небольшие, то нагреваются и сами диски, и тормоза. Кроме того, из-за ограниченности внутреннего пространства могут быть установлены лишь компактные тормозные суппорты.
  • разнообразие дизайнов, стильный вид;
  • как правило, сравнительно низкий вес за счет того, что алюминий существенно легче стали;
  • улучшенная система отведения тепла – теплопроводность алюминия в четыре раза выше, чем у стали.

Типы колесных дисков

  • более высокая стоимость по сравнению со штампованными;
  • сложности с проведением ремонта диска: для исправления дефектов необходимо специальное оборудование, но даже оно не всегда позволяет восстановить внешнюю форму.

  • Кованые Изготавливаются методом горячей штамповки. В ходе производственного процесса заготовка несколько раз проходит термообработку, а затем изделию придается конечный вид механическим способом. Процесс изготовления достаточно трудоемок и характеризуется высоким уровнем отходов: обычно исходная поковка в 4-5 раз превышает вес готового диска. Для ковки используется алюминий, к которому может добавляться магний и даже титан. Преимущества:
    • легкость в сочетании с исключительной прочностью;
    • красивый дизайнерский вид;
    • долгий срок службы и превосходные эксплуатационные характеристики – нередко такие колеса не требуют балансировки.
    • очень высокая стоимость;
    • при появлении дефекта диск сложно отремонтировать.
    • в случае сильного повреждения можно заменить часть диска, вышедшую из строя;
    • оригинальный внешний вид; чаще всего такие диски ставят на автомобили премиум-класса. При этом имеется возможность совмещать в одном диске разные материалы, к примеру алюминиевые литые спицы и титановый кованый обод.
    • по стоимости они превосходят все остальные разновидности дисков;
    • обычно они тяжелее, чем легкосплавные;
    • для их обслуживания необходимы специалисты, обладающие соответствующими знаниями и опытом, да и сам ремонт обойдется дорого.

    Монтажный диаметр диска

    Если вы определились с типом, то следующий вопрос, который вам зададут в автомагазине, – какой размер вам нужен. Главным параметром колесного диска автомобиля является монтажный диаметр, по общепринятой системе выражаемый в дюймах.

    Практически все автовладельцы знают размеры своих шин, поскольку маркировка всегда на виду, скажем R15 означает, что на вашей машине установлены радиальные покрышки, внутренний диаметр которых составляет 15 дюймов. Этот же показатель является величиной наружного диаметра колесного диска.

    Каждый производитель указывает допустимые для данной модели автомобиля диаметры дисков – обычно они могут колебаться в рамках 2-3 единиц. Эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации, а также на наклейках в дверных проемах.

    Читать статью  Где найти и как понять маркировку колесных дисков

    Нужно учитывать, что использование колес большего или меньшего диаметра, чем установлены на заводе, сказывается на высоте клиренса, точности показаний спидометра, а также управляемости машины и ее ходовых характеристиках.

    Некоторые автомобилисты ставят диски большего диаметра, поскольку они смотрятся в колесных арках красивее, а на них низкопрофильные шины, чтобы общая высота осталась прежней. При этом необходимо понимать, что такая конструкция будет вести себя на дороге жестче, чем в случае с колесами штатной заводской размерности.

    Ширина диска

    Если с определением диаметра проблем быть не должно, с шириной обода сложнее, так как ее точный размер невозможно узнать по маркировке шины – для этого потребуется сам диск. Монтажная ширина тоже указывается в дюймах, и ее размер идет первым в маркировке диска. К примеру, начальные цифры 6,5, после которых следует буква, обозначающая тип профиля обода (чаще это J), стоят на диске, ширина которого 6,5 дюймов.

    Между монтажной шириной и шириной профиля резины должно быть соответствие, поскольку слишком узкую или, наоборот, широкую шину надеть на диск не получится. Правда, здесь допускается определенное отклонение, и, скажем, на диск 6,5 можно ставить покрышки, ширина которых варьируется от 185 до 215 мм.

    Таблицы соответствия размеров сейчас несложно найти в Интернете, или же обратиться за помощью к консультантам автомобильных магазинов.

    Вылет диска (ЕТ)

    Вылет диска рассчитывается как разница двух параметров: из расстояния между срединной плоскостью и привалочной поверхностью вычитается половина общей ширины диска.

    Результат бывает нулевым, положительным или отрицательным, и выражается он в мм. Если вылет положительный, то колесо будет уходить под машину, а колея окажется более узкой. При отрицательном параметре, наоборот, колесная база расширится, и само колесо будет вылезать наружу – подобное можно увидеть на гоночных и тюнингованных автомобилях.

    Стоит ориентироваться при выборе диска на рекомендации производителя, так как нештатный вылет негативно влияет на управляемость автомобиля, а также изменится нагрузка на ходовую часть.

    Диаметр центрального отверстия (DIA)

    После букв DIA или просто D следуют цифры, выражающие диаметр в миллиметрах. Он должен точно совпадать с размером ступицы. Если диаметр центрального отверстия меньше, установить диск вообще не удастся. Превышение размера не столь фатально, но потребуются центровочные кольца, иначе колесо во время движения будет вибрировать.

    PCD (Pitch Circle Diameter)

    После этой аббревиатуры стоит цифра (у легковых машин – от 3 или 6) и более длинное число. Первая цифра означает количество крепежных отверстий, а далее указывается диаметр окружности, на которой располагаются их центры. В повседневной речи этот параметр диска автомобиля часто называется «разболтовкой».

    Диаметр центрального отверстия (DIA)

    Здесь должно быть абсолютно точное соответствие между РСD и расположением болтов – даже небольшое отклонение имеет значение. Например, попытка поставить диск 4 х 100 на ступицу 4 х 98 обречена на неудачу – даже если удастся какими-либо ухищрениями насадить все 4 болта, колесо будет закреплено неправильно.

    Если возникла необходимость рассчитать PCD по имеющимся болтам или отверстиям, это можно сделать самостоятельно, хотя лучше все же найти заводскую маркировку или приложить колесо. Проще всего, если креплений 4 или 6 – искомый размер измеряется как расстояние между центрами противоположных отверстий либо болтов. Для тройного крепления расстояние между центрами двух соседних точек умножаем на 1,155, а для пятиточечного используем коэффициент 1,701.

    Форма крепежных отверстий

    По сравнению с вышеописанными, этот параметр диска автомобиля не столь важен – здесь речь идет о болтах и гайках, используемых для крепления.

    Поскольку у штампованных дисков толщина боковой поверхности невелика, их можно зафиксировать и на коротких болтах. Гайки при этом имеют слегка коническую форму плоскости, которая прилегает к диску.

    Литые и кованые диски толще, и у них крепежные отверстия обладают более конической формой. Также существуют модели, где посадочное место рассчитано на крепеж с плоской или полусферической рабочей частью.

    Кроме того, сейчас можно встретить болты с плавающим конусом. У таких болтов-эксцентриков рабочая часть может смещаться относительно продольной оси, что позволяет применять их в том случае, когда PCD диска немного не соответствует креплениям ступицы.

    Читать статью  Таблица давления в шинах по марке автомобиля: какое должно быть в норме

    Наличие хампов

    Хампы представляют собой кольцевые выступы на поверхности обода, которые нужны, чтобы бескамерная шина во время движения прочно удерживалась в посадочном месте. Они предохраняют колесо от произвольной саморазбортовки. Как раз хлопки, которыми сопровождается процесс накачки колеса, обозначают момент преодоления бортом такого выступа.

    Поскольку сейчас практически на всех автомобилях используются бескамерные шины, то и диски снабжаются хампами. В большинстве случаев такие выступы делаются с двух сторон, и они имеют закругленную форму, хотя бывают и плоские хампы, или же они предусмотрены только с одной, внешней, стороны колеса.

    Маркировка дисков и ее расшифровка

    Современные производители обязательно ставят маркировку на поверхности диска. Объем информации может несколько отличаться, однако есть сведения, которые являются обязательными, – они даются в виде ряда цифр и букв.

    К примеру, если мы видим параметры диска автомобиля 6J x 15 ЕТ48 РСD4×98 D52.8, то расшифровка даст следующую информацию.

    6 – монтажная ширина обода в дюймах. Если нужно перевести в сантиметры, умножаем на 2,54: соответственно, 6 дюймов = 15,24 см. При выборе шины нужно учитывать этот параметр, хотя в любом случае будет несколько допустимых вариантов ширины профиля.

    J – профиль обода (тип кромки). Здесь может быть одна или две латинские буквы. Наиболее распространенные варианты – J и JJ (для полноприводного транспорта). Изготовители авто указывают в руководстве рекомендуемый профиль, хотя по большей части данная информация представляет интерес лишь для производителей дисков и шин.

    15 – внешний диаметр диска в дюймах (15 дюймов = 38,1 см). Значит, и шины можно ставить только такого размера, и никак иначе.

    ЕТ48 – вылет диска, выраженный в мм. Положительные значения характерны для наиболее популярных моделей современных легковых машин, хотя бывает нулевой и даже отрицательный вылет.

    H2 – закругленные хампы с обеих сторон обода диска. Отсутствие цифры указывает на то, что выступы есть лишь с внешней стороны. Что касается букв, то могут еще попасться FH (плоский хамп), СН (комбинированный вариант – сочетание плоской и закругленной форм), ЕН (увеличенный выступ), АН (асимметричный). Подавляющее большинство дисков для легковых автомобилей выпускаются с хампами типа Н2.

    4 × 98 – характер разболтовки (буквы PCD могут быть и опущены). Для крепления колеса в данном случае используется 4 болта, которые расположены на окружности диаметром 98 мм.

    D (или DIA) 52.8 – диаметр центрального отверстия под ступицу составляет 52.8 мм.

    Маркировка дисков и ее расшифровка

    • Дополнительная маркировка дисков

    Кроме основных технических параметров, на диске можно обнаружить и дополнительную информацию: страна-производитель, дата изготовления и другие полезные сведения.

    MaxLoad 2000LB – максимально допустимая нагрузка на диск, выраженная в фунтах (2000 фунтов = 907,2 кг).

    MAX PSI 45 – максимальное давление воздуха в шинах. Единица измерения – фунт на квадратный дюйм, в данном случае 45.

    FORGET – кованый диск. САST означает «литой», но указание на тип зачастую отсутствует.

    SAE, ISO или TUV – это клеймо контролирующих органов, подтверждение соответствия диска техническим стандартам.

    1122 – дата изготовления, где первые две цифры обозначают номер недели, а две последние – год. В нашем случае диск изготовлен в середине марта (11 неделя) 2022 года.

    GERMANY – название страны может приводиться целиком или в общепринятой сокращенной форме. Еще может стоять торговая марка или логотип компании.

    Читайте также!

    Мнения автолюбителей о параметрах диска автомобиля

    • Особенности литых дисковВасяНВ: «Если вы решили перейти со штамповки на литье, то не стоит думать, что после покупки четырех заветных дисковза час можно машину переобуть, после чего раскатывать, демонстрируя всем свою крутость. На самом деле иногда замена – целый квест, под конец которого хочется плюнуть на понты и вернуться к родной штамповке.Во-первых, часто центральное отверстие у литых дисков больше размера ступицы. Лечится это установкой проставочных колец, но уже пошел незапланированный расход. Во-вторых, с долей вероятности (как повезет) болты придется ставить тоже новые, поскольку на штампованных обычно стоят более короткие, чем надо. При этом отличаться может и размер головки, так что придется раскошелиться еще на инструмент – хотя если все делается в автосервисе, то этот пункт пропускаем.Если запаска осталась старой, то один комплект коротких болтов придется возить с собой – в принципе, войдут и длинные, но есть риск, что они будут притираться к тросу ручника. В идеале же лучше и запасное покупать из той же коллекции.Даже когда все это позади, радоваться рано – надо смотреть, как себя покажет литье на дороге. Если диски дешевые китайские (а в большинстве случае так и будет), то возможна такая картина – на вид все яркое, привлекательное и блестящее, а прочности никакой, так что в первой (ну, или сто первой) яме этот новенький диск и останется.В любом случае удачи при покупке, а еще больше на дороге. »
    • О чем говорит плечо обката?МахаОН13:«Сейчас все знают основныепараметры диска автомобиля и что они означают. Но любителям экспериментов с колесами полезно будет знать про такой показатель, как плечо обхвата. Если предельно просто, то это расположение точки пересечения двух прямых – вертикальной линии по центру колеса и воображаемого продолжения центральной линии подвески.Вариантов возможно три: нулевой (точка находится в месте соприкосновения шины с дорожным покрытием), положительный (точка ниже уровня дороги) и отрицательный (выше). От этого параметра зависит, как машина будет вести себя при разгоне, торможении, а также на поворотах.Наименее эффективен нулевой показатель – больше потребуется усилие при повороте и, значит, больше износ шин. Положительный в основном характерен для спортивных автомобилей. Самый же распространенный тип – отрицательное плечо обхвата. Соответственно, установка нештатных колес может изменить плечо, и управляемость тоже будет другой».
    • А зачем вам вообще литье?DаvidFB: «Важно сразу осознавать плюсы и минусы литья. Плюсы – красиво, богато и надежно. Минусы – дорого и ненадежно. Объясняю, почему так. Насчет «богато» или «дорого» – кому как нравится. Надежно – да, литой диск прочнее и тверже штамповки, но вместе с твердостью увеличивается и хрупкость, так что там, где штамповка слегка погнется, литье просто разлетится.К примеру, авто влетает на скорости в яму. Повреждение штампованного диска может привести к постепенному сбросу давления в шине, причем потом легко вернуть ему исходную форму. Если разваливается литой диск, то результат – мгновенная потеря управляемости машиной. Восстановить его не получится – даже если приварить обломок, ездить на такой самоделке крайне опасно. В итоге литым дискам плохие дороги противопоказаны, да и зимой лучше от них воздержаться, поскольку реагенты плохо влияют на их покрытие. Уж если появились лишние деньги, то лучше сразу выбирать кованые».
    • Диски нужно потрогать перед покупкойИволга25: «Даже если выбирать диски в Интернете по всем размерам и параметрам, оплата – только после тщательной проверки, особливо если речь идет о ковке и литье. Любые дефекты – механические или покрасочные, какими бы крошечными они ни казались, косвенно указывают на качество диска вообще. Еще бывает, что на фотке в интернет-магазине один дизайн и цвет, а вживую все выглядит немного иначе. Наконец, при выборе надо учитывать комплектацию. Например, в одном месте литой диск стоит 5000 рублей, а в другом точно такой же 5300, но уже с болтами».

    Теперь, представляя, как узнать параметры диска автомобиля и на какие из них следует обратить особое внимание, выбор колес будет вызывать меньше сложностей. Помните, что отклонение от важнейших характеристик способно негативно отразиться на управляемости машины, а также ускорить износ шин и подвески, поэтому всегда необходимо ориентироваться на рекомендации производителя.

    Читать статью  Как записать диск с музыкой

    https://rad-star.ru/pressroom/articles/parametry-diska-avtomobilya/

  • Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Прокрутить вверх