Ремонт автомобиля, профессии: автомеханик, автоэлектрик, автомехатроник

Ремонт автомобиля, профессии: автомеханик, автоэлектрик, автомехатроник

Ремонт автомобиля, профессии: автомеханик, автоэлектрик, автомехатроник

Многие выпускники школ по-прежнему стремятся быть «около машин», хотят ремонтировать автомобили (в том числе, электрокары), работать на крупных СТО и быть уверенными в хорошем доходе. Прекрасные мечты. Но какую профессию выбрать? Ведь там, где речь идёт о ремонте автомобилей, можно увидеть и автомехаников, и автоэлектриков, и автомехатроников. А ведь кроме того, что «около авто» можно быть при ремонте, здорово ещё и непосредственно их выпускать, испытывать. И здесь также очень нужны специалисты.


Автомеханик

Автомеханик или автослесарь – это специалист, который выполняет монтаж, демонтаж, сборку, наладку, ремонт и обслуживание технических устройств и агрегатов транспортных средств, обкатку на стенде и пробеговые испытания автомобилей после ремонта.

презент.jpg

Обязанности, необходимые качества

Что нужно автомеханику?

  • Отличный глазомер. Причем важно, чтобы это был и линейный, и объемный глазомер. Да, в распоряжении современного механика – высокоточная техника, но особенно высока цена и производительность тех специалистов, которые на глаз определяют расстояние между габаритами, предметами, площади фигур, а также оценивают удалённость объектов.
  • Физическая сила и выносливость. Особенно они нужны при разборке и сборке узлов транспортного средства.
  • Хорошая переносимость запахов топлива, краски, технических жидкостей.
  • Развитая моторика.
  • Пространственное воображение.
  • Конструкторские способности.
  • Аккуратность.
  • Требования к здоровью: отсутствие бронхиальной астмы, хронического бронхита, хронических патологий периферической нервной системы, нарушений функций вестибулярного аппарата, стойких проблем со слухом.

На крупных СТО и предприятиях обязанности автомехаников дифференцированы:

  • Мотористы, инженеры-механики сосредоточены на двигателях внутреннего сгорания транспорта. Мотористы знают, как устранить неполадки неисправного двигателя, умеют обеспечить его техобслуживание. Инженеры-механики по ДВС блестяще разбираются в технологиях производства двигателях, математических моделях расчётов параметров рабочего процесса двигателя, выполняют динамические расчёты компонентов. Кстати, если вы хотите развиваться в этом направлении и проверить знания по ДВС, на платформе ELECTUDE есть комплексный электронный интерактивный тренинг и система проверки знаний по базовому устройству ДВС.
  • Специалисты по развал-схождению заняты регулировкой углов наклона установки колес транспортного средства. Больше всего на рынке труда специалистов, которые умеют выполнить развал-схождение легкового автомобиля. При этом наиболее высокооплачиваемы (потому что более дефицитны) автомеханики по развал-схождению, которые работают с грузовым транспортом, авто повышенной проходимости. Качество работы этих специалистов непосредственно влияет на безопасность, комфорт езды, интенсивность износа резины. Для таких специалистов важна максимальная дотошность и стремление к точности. Например, при выполнении развал-схождения внедорожника важно обеспечить машине строгое статичное положение, выбрать правильную дозагрузку, тщательно проконтролировать отклонения в положении колес и мостов. Даже малейшее отклонение при эксплуатации крупногабаритной, массивной техники может быть чревато серьёзными последствиями. Автомеханики, выполняющие развал-схождение, должны обязательно обладать таким качеством, как терпеливость. Она важна, чтобы добиться максимально полной курсовой устойчивости транспортного средства.
  • Специалист по ремонту трансмиссии «заточен» на знания и умения, связанные с заменой масла в МКПП и АКПП, демонтаж и установку коробки передач, умеет проводить тестирование установленной коробки и проверять ее на правильную работоспособность. Для этого специалиста важна максимальная внимательность. По шумам переключения передач, визуальным признакам он может быстро определить проблему трансмиссии и оперативно принять верное решение по устранению поломки.

Достоинства и недостатки профессии

  • Рост автомобилей постоянно растет, и профессия долгое время будет востребованной.
  • Профессия не зависит от языка. Сегодня вы можете работать по ней в России или Беларуси, а завтра, к примеру, переехав в Германию или Польшу, работать по специальности там.
  • Если поставить цель, есть возможность работать на себя. Создать свой собственный бизнес, будучи хорошим автомехаником, всегда реально.
  • Есть все условия для получения хорошего дохода. Правда, приходится «крутиться». Например, расширять свои компетенции и ограничиваться не только легковым транспортом, но и переходить на ремонт более сложной техники: допустим, коммерческих автопоездов или автобусов.
Читать статью  Volkswagen Polo 1.4, 1.6 расход топлива на 100 км

Работа автомехаником, несмотря на то, что технические средства совершенствуются, по- прежнему часто сопряжена с колоссальными физическими нагрузками. Работа изрядно изматывающая.

Автомобили развиваются семимильными шагами. В них появляется множество электрокомпонентов. А будущее вообще пророчат электрокарам. И может получиться так, что, освоив профессию автомеханика сегодня, чтобы остаться на плаву, уже завтра нужно будет переучиваться, повышать квалификацию.

Требования к образованию и пути получения образования

На должность помощника автомеханика может быть назначено лицо с профессионально-техническим, средним специальным образованием, высшим техническим образованием. Если говорить о профессиональном и средне-специальном образовании, то это слесаря по ремонту автомобилей, техники, о высшем – инженеры, которые прошли обучение по специальностям «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Наземные транспортно-технологические средства/комплексы».

Слесарей по ремонту автомобилей активно готовят училища, профессионально-технические колледжи, профессиональные лицеи, колледжи. В зависимости от того, профессионально-техническое или средне-специальное образование, присваивается разный разряд. Также в некоторых ССУзах возможно получение нескольких смежных специальностей. Квалификацию «Техник»» активно присваивают в ССУзах.*

* Названия квалификации в России, Беларуси, Украины, Казахстане несколько отличаются.

Слесари по ремонту автомобилей в процессе учёбы осваивают слесарное дело, работу с автомобильными эксплуатационными материалами, устройство транспортных средств, технологии технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Среди компетенций техников – умение разрабатывать технологическую документацию, определять остаточный ресурс оборудования, определять надобность модернизации авто.

Стать отличным специалистом в своей области помогут, например, различные технические специальности, связанные с механической инженерией, прикладной механикой, технической эксплуатацией транспортных средств. На заметку стоит взять, к примеру, следующие учреждения образования:

  • Московский государственный машиностроительный университет, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Сибирский государственный университет путей сообщения, Брянский государственный технический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Северо-Западный открытый технический университет в Санкт-Петербурге, Уральский государственный университет путей сообщения (Россия).
  • Белорусский национальный технический университет и МОУВО «Белорусско-российский университет» (Беларусь).
  • Национальный технический университет, Национальный транспортный университет, Национальный транспортный университет (НТУ), Национальный университет «Львовская политехника», Винницкий национальный технический университет, Луцкий национальный технический университет (Украина).
  • Евразийский национальный университет, Карагандинский государственный технический университет.
  • Карагандинский государственный университет Кызылординский государственный университет.
  • Казахская автомобильно-дорожная академия.
  • Восточно-Казахстанский государственный технический университет (Казахстан).
  • Курсы самообучения автомехаников. Организуется в дистанционном формате. Идеальны для тех, кто настроен на минимальный бюджет, максимальную свободу при обучении, при этом ему нужна комплексная программа обучения и система тестов для самоконтроля. Один из минусов – нужно иметь высокий уровень самоорганизованности. «Пинок» никто давать не будет.
  • Дистанционные курсы. Похожи на курсы самообучения. Но здесь уже в процессе обучения очень велика роль преподавателя. Он помогает двигаться в нужном направлении, подсказывает. Безусловно, если речь идёт о курсах автомехаников дистанционном формате, или формате, который подразумевает самостоятельное обучение, отдавать предпочтение нужно обучающим продуктам, которые позволяют активно работать с техническими симуляторами. Благодаря ним, даже в дистанционном формате без проблем можно отточить навыки работы с трансмиссией, ходовой и т.д.
  • Классические курсы в кабинете, мастерской. Подразумевают посещение аудиторных занятий, мастерских, работу на стендах. Неплохой вариант для тех, кто обучается автомеханике полностью с нуля, любит всё максимально «пощупать» на месте, побеседовать с преподавателем, мастером производственного обучения «вживую».

Перспективы профессии

С ростом навыков реально добиться серьёзного повышения заработной платы. Даже «вилка» между помощником автомеханика и старшим мастером – колоссальная.

Автомеханик – хорошая база для развития смежных направлений деятельности. Так как у современных транспортных средств активно растёт электронная «начинка». И те, кто с ней на «ты» имеют клиентуру и хороший доход. А освоить те же навыки по электрооборудованию несложно, если уже есть база знаний по автомеханике и толковый обучающий продукт, как например, курс по электрооборудованию на базе платформы ELECTUDE.

Читать статью  Сколько получают электрики в США: обзор заработков

Обучение автомеханике – это возможность непрерывного образования. Сначала человек получает только среднеспециальное образование, а затем он может пойти получать высшее образование.

Автоэлектрик

Автоэлектрик – это специалист, занятый решением следующих задач:

автоэлектрик

  • техосмотр, поиск неисправностей электрооборудования авто,
  • исправление неполадок автомобильной электрики, в том числе, ремонт электропроводки, электронных контрольных узлов,
  • тестирование профилактика работы автоэлектрооборудования,
  • монтаж и демонтаж автоэлектрики (катушек зажигания, сигнализации, приборов контроля, включая ЭБУ, электростартера, электрогенератора, кондиционера, прикуривателя).

Обязанности и необходимые качества

В зависимости от того, это просто электрик или электрик-диагност, в обязанности могут входить только устранение неполадок электрики и наладка или комплекс работ от выявления неполадок до их устранения. И квалификация должна быть соответствующая.

Среди иных требований можно выделить следующие:

  • Автоэлектрик должен быть максимально на «ты» с физикой.
  • Одна из главных черт хорошего автоэлектрика – готовность к непредвиденным обстоятельствам.
  • Работа автоэлектрика не терпит импровизаций. Автоэлектрик должен чётко следовать должностной документации.
  • Требуется максимальный уровень ответственности. В особом фокусе – техника безопасности, нормы законодательства.
  • Способность правильно интерпретировать технические схемы, чертежи, быстро выявлять, если в них – ошибка.
  • Готовность работать с мелкими деталями в некомфортных условиях. Срочный ремонт – это не учебные работы на стенде. Демонтировать оборудование часто нецелесообразно. А вот выполнить мелкий ремонт часто приходится в весьма некомфортных условиях. Плоскость не приходится выбирать. А вот работать в «подвешенном» состоянии автоэлектрику приходится достаточно часто.
  • Слаженность действий.

Профессия очень востребованная . Транспорт всё активнее «напичкивается» электронной «начинкой». На улицах появляется всё больше электрокаров. Кадры даже с высокой квалификацией, но не работающие с новыми моделями, часто не готовы выполнить качественную диагностику и ремонт.

Уровень конкуренции среди других специальностей в транспортной сфере один из самых низких.

Недостатки профессии:

  • Если регулярно не обучаться, не повышать квалификацию, то из профессии легко элементарно «выпасть».
  • Важно быть постоянно готовым к постоянному риску ошибок. Это неизбежная «нагрузка» любого специалиста, который связан со сложной электроникой.
  • Работа с мелкими деталями создаёт серьёзную нагрузку на зрение.

Требования к образованию и пути получения образования

Обучиться азам автоэлектрики можно в учреждениях образования, которые обеспечивают профессионально-техническую подготовку.

Среди выпускников ССУзов автоэлектриками активно становятся техники-электроники, которые обучаются по специальностям, специализациям «Эксплуатация и наладка электронных систем управления в автоматизированном производстве», «эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики».

Но чтобы быть максимально востребованным на автосервисе, нужно поступить в ССУз, ВУЗ.

Востребованностью в ВУЗах пользуются специальности и специализации «Электрооборудование автомобилей и электромобили» (МАДИ, «Бауманка», РУТ – Россия), «Электрификация и автоматизация дорожной отрасли» (ШАДИ ЮРГПУ — Россия), Электрооборудование автомобилей и тракторов (программа присутствует в широком спектре вузов), «Электрический и автономный транспорт», «Автомобилестроение (электроника)» (БНТУ, Беларусь), «Электромеханические системы автоматизации и электропривод» , «Электрический транспорт» (Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», Украина).

Как вариант получения профессии – и курсы по автоэлектрике. Это, например, отличный вариант для тех, кто уже имеет техническое образование, но хочет развиться именно в автоэлектрике.
Можно выбрать полные аудиторные курсы, дистанционные занятия, электронное обучение без преподавателя. Также востребованностью пользуются онлайн-тренинги, которые помогают «прокачаться» по определённому направлению, изучить конкретное оборудование, инструменты.

Область применения (место работы) и условия труда.

Главные места работы автоэлектриков:

  • станции технического обслуживания,
  • автомастерские,
  • сервисные центры производителей автомобилей,
  • таксопарки.

Для автоэлектрика обязательны диэлектрическая обувь и перчатки, а также защитный комбинезон (на участках, где возможны горячие работы, — с огнезащитной пропиткой).

Перспективы профессии

Профессия автоэлектрика считается одна из наиболее перспективных. Это связано с активным развитием электротранспорта.

Многие школьники понимают: мечты могут касаться не только местных автосервисов, но и предприятий-гигантов.

Читать статью  Автошкола в Гомеле - Автополо

А почему бы и нет? Крутые специалисты по автоэлектронике востребованы на заводах, где выпускают автомобили Tesla, Ford, Toyota, Volkswagen, Nissan,

Автомехатроник (автодиагност)

Ещё одна очень важная специальность в сфере транспортных технологий – это автомехатроник, он же — специалист по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств.

Автомехатроник

Фактически это автодиагност с расширенным спектром умений и навыков. Он отлично знает (и умеет продиагностировать) мехатронные и механические системы. Он отлично разбирается в электрике, механике, электронике, автоматизации.

Обязанности и необходимые качества

  • Автомехатроник на «ты» с «мозгами» автомобиля.
  • Автомехатроник умеет выявить неполадки и «блоки» из-за которых детали автомобиля начинают действовать не так как «диктует» схема.
  • Автомехатроник совершает проверку на соответствие автомобиля технической и сопроводительной документации, техпаспорту.
  • Автомехатронику (диагносту) не обойтись без следующих качеств:
  • Методичность. Готовность и способность действовать по плану, соблюдать алгоритмы.
  • Способность быстро находить нестандартные решения.
  • Терпеливость и уравновешенность.
  • Кропотливость и дотошность.
  • Аккуратность.

Достоинства и недостатки профессии

  • Низкий уровень конкуренции на рынке.
  • Возможность хорошо зарабатывать.
  • Возможность быстро уйти в другие востребованные сферы. В «арсенале» автомехатроника – впечатляющая база знаний.

Требования к образованию и пути получения образования

В России, Беларуси, Казахстане, Украине непосредственно автомехатрониками можно стать закончив как профессионально-технические учебные заведения, так и ВУЗы.

Так одним из первых в СНГ программы подготовки мехатроников автомобильной отрасли запустило РИПО. Первый выпуск мехатроников для машиностроительной сферы здесь состоялся в 2012 году.

Профессионально-техническая подготовка позволяет, чтобы выпускник был диагнгостом, наладчиком, оператором.

Если же амбиции более высокие, то важно обязательно продолжать учиться. Автомехатроников для сферы транспортных технологий сейчас готовят и в ССУзах, и в ВУЗАх.

Да, в ВУЗАх это не самая распространённая специальность, но варианты, где обучаться по ней есть. Взять, к примеру Белорусско-Российский университет в Могилёве. На кафедре машиностроения разработаны специальные программы. Ведётся обучение мехатроников для машиностроительной отрасли.

В ИрГУПС (Иркутск, Росси) на базе аспирантуры огромной востребованностью пользуется специальность «Мехатронные системы на транспорте», а в ТИУ (Тюмень, Россия) на бакалавриате есть направление «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и в рамках его доступна спецпрограмма программа «Автотранспортная мехатроника».

Кроме того, в ССУзах есть много других специальностей, которые касаются мехатроники. Но параллельно с ними можно осваивать и автомобильную мехатронику. Да, даже не только после обучения, а именно параллельно. На дистанционных курсах и электронных курсах без преподавателя. Такие для автомехатроников есть и на платформе ELECTUDE.

Область применения (место работы) и условия труда

На базе высшего образования себя можно хорошо проявить как инженер-мехатроник в автомобилестроении. Такие специалисты востребованы на предприятиях машиностроения. Чаще всего их должность значится как «инженер по наладке и испытаниям» или просто «инженер».

Также на некоторых предприятиях и в крупных холдингах по продаже авто очень востребованы инженеры по мехатронным системам автомобиля. Если это предприятие, в фокусе – техиспытания, обслуживание мехатронных систем, если же речь идёт о сфере продаж дополнительно.

В приоритетный спектр обязанностей выходит поддержание технологической дисциплины по предпродажной подготовке

Перспективы профессии

Профессия даёт хорошие основания для развития по карьерной лестнице. Если автомехатроник с «вышкой» оказывается на предприятии, то очень высока вероятность того, что сегодня он инженер по наладке и испытаниям, а завтра начальник участка, а в скором времени и начальник цеха.

Автомехатроник – это та специальность, имея образование по которой сложно остаться не у дел: ни в СНГ, ни в других странах. Правда, важно понимать, что часто в СНГ и Евросоюзе – стандарты разные. Но всё преодолимо. Тенденции идут в сторону унификации, а в транспортной сфере отлично знают, например, такие смелые проекты, как демонстрационные профэкзамены по квалификации «Автомехатроник», где задействованы участники и из СНГ (России) и Евросоюза(Германии). Из российских предприятий в этом проекте особая роль принадлежит «Камазу»/

Всё больше на рынке труда будет востребован именно нетрадиционный диагност и даже не автомобильный диагност-электрик, а именно автомехатроник.

Итак, автомеханик, автомехатроник (диагност), автоэлектрик — это те профессии, которые действительно заслуживают того, чтобы впустить их в свою жизнь.

https://by.pro-sensys.com/info/articles/electude/remont-avtomobilya-professii-avtomekhanik-avtoelektrik-avtomekhatronik/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх