Зачем вашему автомобилю сервисная книжка

Зачем вашему автомобилю сервисная книжка

Зачем вашему автомобилю сервисная книжка

Хорошая — это если его обслуживали качественными запчастями, ухаживали за салоном и если били в ДТП, то доверяли ремонт хорошим специалистам.

Все это время хозяин может собирать в одну папку чеки, заказ-наряды и даже фотографии, а также соблюдать регламент техобслуживания (ТО) и вовремя менять расходники. У машины с плохой историей в лучшем случае хорошим будет только отчет по подставному VIN и текст объявления, в котором все по заводу и в состоянии «сел и поехал».

И в том и в другом случае может пригодиться сервисная книжка. Хорошему хозяину она поможет содержать автомобиль в достойном состоянии и, вполне возможно, продать подороже, когда придет время. Но еще сервисная книжка — уже, скорее всего, поддельная — может помочь перекупщику создать видимость, что за машиной следили.

Я расскажу, как вести сервисную книжку, что в нее записывать и в каком случае она может повысить рыночную стоимость автомобиля при его продаже. А еще расскажу, как читать сервисные книжки других автомобилей.

ГДЕ СЛЕДИТЬ ЗА СИТУАЦИЕЙ
Главные новости — в нашем Телеграме
Подпишитесь, чтобы следить за разборами новых законов и анализом финансовой ситуации

Баннер

Подписаться

Что такое сервисная книжка автомобиля

Сервисная книжка — это летопись истории машины. В нее записывают сведения о том, когда и как обслужили или отремонтировали автомобиль, где это делали и какой при этом был пробег.

Ни один закон не обязывает владельца автомобиля вести сервисную книжку, но лучше, когда она есть. Внутри две категории информации об обслуживании автомобиля:

  1. Текущее техническое обслуживание (ТО). В автомобиле пока что ничего не сломалось, но его обслуживают: меняют масло в двигателе, масляный и воздушный фильтры, некоторые ремни и многое другое. В руководстве по эксплуатации автомобиля пишут, когда это менять, но иногда это следует делать чаще.
  2. Устранение неисправностей — ремонт того, что уже сломалось.

В автомобиле все взаимосвязано. Если не делать ТО или делать с опозданием, придется ремонтировать машину чаще и ремонт будет стоить дороже. Почему так происходит, проще всего объяснить на примере.

Читать статью  Ремонт автомобиля: необходимая потребность или роскошь?

Обложка статьи

Производитель условной Лады Калины с 16-клапанным двигателем рекомендует менять ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) каждые 90 000 км пробега. Маловероятно, что он оборвется на 91-й тысяче, но если его не поменять вовремя, это рано или поздно произойдет. Клапаны загнет, двигателю потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт. Проще купить за 700 ₽ хороший неоригинальный ремень и поменять его вовремя примерно за 3000 ₽.

Но удержать историю техобслуживания в голове сложно. Все происходило в разные сроки, на разных пробегах. Не всегда помнишь, какой марки масло залили и на какой СТО это сделали. Сервисная книжка помогает справиться со всем этим: специалисты мастерской вносят в нее всю информацию о запчастях, технологических жидкостях и работах.

Сервисная книжка Лады Икс Рей, обложка

Сервисная книжка Лады Икс Рей, обложка

Сервисная книжка Лады Икс Рей, первая страница

Сервисная книжка Лады Икс Рей, первая страница

Кто заполняет сервисную книжку

В первом случае сервисную книжку заполняют сотрудники СТО, на которой обслуживают машину. На фирменных станциях техобслуживания по просьбе владельца автомобиля могут завести новую, сразу же внести в нее записи и заверить их печатью.

Второй вариант — заполнять самостоятельно. Это подходит тем, кто заезжает на СТО в крайних случаях, а несложные работы вроде замены масла и фильтров делает самостоятельно. Это не поднимет цену автомобиля при продаже, зато владелец будет наверняка знать, что и когда менял.

Обложка статьи

Зачем вести сервисную книжку

Сервисная книжка — это доказательство того, что автомобиль действительно обслуживали, что пробег не скручен и с машиной делали все, что было нужно. Но это в теории.

Удивительно, но в 2022 году по-прежнему покупают сервисные книжки. Можно прийти к недобросовестному сотруднику официального дилера, заплатить и получить ее. Поэтому в России к книжке должна прилагаться стопка заказ-нарядов с чеками на все работы. Всем, кто хочет использовать сервисную книжку как доказательство, что за машиной следили, стоит хранить все чеки и заказ-наряды. Покупателю машины с пробегом важно смотреть на эти документы в первую очередь — и уже потом на сервисную книжку.

Но все это может работать в двух случаях:

  1. когда работы выполняют в сервисе официального дилера — они обязаны давать чеки и заказ-наряды;
  2. когда работы выполняют в обычном сервисе с кассой и сотрудниками, которые официально оформлены в соответствии с трудовым кодексом.
Читать статью  Сроки гарантийного ремонта автомобилей

Мой город — Черногорск, и я не уверен, что во всех местных автосервисах белая бухгалтерия. Здесь, да и во многих других городах, автослесари предпочитают брать деньги за работу наличными. Чек можно получить у официального дилера — но цена будет выше, а качество при этом лучше не станет. Поэтому я не буду показывать сервисную книжку как преимущество при продаже и не стал бы учитывать ее при покупке.

Обложка статьи

Сервисная книжка — способ точно знать, что вы делали со своим автомобилем, а еще она помогает соблюдать интервалы ТО и морально готовиться к серьезным работам вроде обслуживания автоматической коробки передач или замены цепи ГРМ. С сервисной книжкой гораздо легче все делать вовремя:

  • менять масло и масляный фильтр раз в 7500—10 000 км , чтобы двигатель проходил без серьезных вмешательств не 100 000 км, а 250 000 км;
  • вовремя менять ремень генератора и ролик, который держит его в натянутом состоянии. Чтобы ремень не лопнул, не снес какие-нибудь датчики, не попал в механизм ГРМ. Так бывает не всегда, но тем не менее;
  • менять воздушный фильтр в салоне раз в 20 000 км или раз в год, чтобы кондиционер не сломался и из дефлекторов не пахло плесенью. И так далее.

Виды сервисных книжек и как правильно их вести

Сервисные книжки бывают бумажные и электронные.

Бумажная сервисная книжка. Такую я приобрел на станции техобслуживания, когда первый раз менял масло в двигателе. Машина была куплена с рук, дилерской книжки в ней не было, как и любой другой. Продавец сказал, что потерял ее. Поскольку машина уже была не на гарантии, я решил не обслуживать ее у дилера. Гарантию это не вернет, качество ремонта от этого не вырастет, а денег я потрачу больше. Книжку я веду для себя — поэтому не особенно важно, как я буду ее оформлять.

Я стараюсь обслуживать автомобиль в сетевом автосервисе. У него есть филиалы сразу в двух регионах — это меня устраивает. Информация об адресах и телефонах есть на первой странице сервисной книжки.

Читать статью  Модернизация основных средств - бухгалтерский и налоговый учет

Обложка статьи

Следующая страница — информация о замене жидкости системы охлаждения, тормозных колодок и тормозной жидкости.

Моя сервисная книжка. Храню ее в автомобиле: так она всегда под рукой

Моя сервисная книжка. Храню ее в автомобиле: так она всегда под рукой

Несмотря на цветную обложку, внутри обычно нет ни цветной печати, ни ярких логотипов. Но это и не нужно — достаточно, если указаны телефоны и адреса СТО. Если их нет — можно для себя написать их от руки

На этом развороте информация про базовое ТО: масло, фильтры, свечи. Если при очередном ТО какие⁠-⁠то работы не проводят, клетка в таблице остается пустой

Разворот для записей о замене масла в коробке передач и трансмиссионного масла. Вряд ли мне придется делать что⁠-⁠то подобное на Калине, поэтому здесь нет записей

Разворот для записей о замене жидкости системы охлаждения, тормозных колодок и тормозной жидкости. Здесь в моей книжке тоже везде пробелы — этого я не делал. Больше езжу по трассам, а тормоза там нужны не так часто, как в городе

Сюда можно записывать сведения о видах ремонта, которые не вошли в другие разделы. Например, замена стекла, фар, ремонт выпускной системы и многое другое. Но моя машина ведет себя хорошо, поэтому здесь пока ничего нет

На этом развороте написали о технологических жидкостях и их свойствах

Выглядит такая книжка просто, стоит недорого — обычно не больше 200 ₽. Это не единственный вариант сервисной книжки — они могут различаться по размеру, внешнему и внутреннему оформлению. Но здесь содержание важнее формы: главное, чтобы были все записи.

Дилерская книжка для машины, которая на гарантии, — документ. В ней ответственные за работы подписываются и ставят печати.

Обложка статьи

Бумажная версия сервисной книжки Хендай Крета, информация о проведении ТО. Каждую запись заверяют печатью — так обычно делают в фирменных сервисных центрах

Бумажная версия сервисной книжки Хендай Крета, информация о проведении ТО. Каждую запись заверяют печатью — так обычно делают в фирменных сервисных центрах

Сервисная книжка Киа. Вместо таблицы на каждой странице можно сделать всего одну запись

Сервисная книжка Киа. Вместо таблицы на каждой странице можно сделать всего одну запись

Электронная сервисная книжка. Бумажный вариант можно потерять — восстановить его будет сложно. Поэтому некоторые производители автомобилей ведут электронные сервисные книжки: все в приложениях на телефоне, в облаке или на сервере автосервиса. Но иногда предлагают продублировать книжку на бумаге.

Так далеко не у всех, но у владельцев современных автомобилей Хендай именно электронные сервисные книжки.

Реклама электронной сервисной книжки на официальном сайте «Хендай». Источник: hyundai.ru

Реклама электронной сервисной книжки на официальном сайте «Хендай». Источник: hyundai.ru

Водитель может самостоятельно посмотреть информацию о техобслуживании — для этого нужно ввести VIN автомобиля. А вот сделать запись в такой книжке уже не получится: это возможно только на СТО. В такой книжке не появляются записи об обслуживании на неофициальных станциях. Если водитель откажется от обслуживания — сервисную книжку для него распечатают. В распечатанном варианте сохранится вся информация о пройденных ранее ТО.

Сторонняя сервисная книжка-приложение для iOS и Android, просто вбейте в поиск «сервисная книжка». Есть платные и бесплатные варианты, которые различаются набором возможностей. В первую очередь их используют, чтобы контролировать расходы на топливо, ремонт и ТО.

Большинством таких приложений пользоваться очень сложно: постоянно нужно что-то прокручивать, свайпать, вбивать, и от этого далеко не всегда есть какая-то польза. Я не исключаю, что где-то есть приложение, в котором я могу просто проставить галочки в нескольких местах, записать цену ТО, марку фильтра и масла, но я не нашел.

https://journal.tinkoff.ru/guide/servicebook/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх