Подводные камни оценки ущерба автомобиля после ДТП и почему страховые компании экономят на компенсации?

Подводные камни оценки ущерба автомобиля после ДТП и почему страховые компании экономят на компенсации?

В ситуации дорожно-транспортного происшествия приятного мало, для всех участников это стресс, паника, а от их правильных и четких действий будет зависеть возмещение ущерба страховой компанией.

В этой связи всем без исключения автовладельцам хорошо бы заранее знать план действий – какие меры предпринять, куда звонить и как должна происходить оценка ущерба при ДТП.

Разделы материала

  1. Какой вред влечёт дорожно-транспортное происшествие?
  2. Чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации?
  3. Документы
  4. Последствия
  5. Сроки и стоимость
  6. Почему представители СК занижают стоимость ремонта?
  7. Независимая экспертиза повреждений авто
  8. Документы
  9. Сроки и стоимость
  10. Как должен выглядеть акт осмотра?
  11. Основания проведения экспертизы для суда

Какой вред влечёт дорожно-транспортное происшествие?

Дорожно-транспортное происшествие неизбежно влечет за собой некий ущерб, основными видами которого являются:

  • материальный;
  • моральный;
  • ущерб жизни и здоровью.

Материальным ущербом является вред, нанесенный имуществу в результате ДТП: как транспортному средству, так и личным вещам (одежде, грузу). Размер нанесенного материального ущерба определяется:

  • представителем страховой компании;
  • посредством привлеченного независимого оценщика;
  • по фактическим расходам на ремонт;
  • в размере среднерыночной стоимости автомобиля (в случае, если расходы на ремонт превышают эту стоимость).

Понятие морального (нематериального) ущерба дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10. В общем смысле подразумевает физические либо эмоциональные страдания, дискомфорт, причиненные потерпевшему в результате нарушения его прав.

Может заключаться в психологических переживаниях в связи с потерей близких, лишением возможности вести активную общественную жизнь, потерей рабочего места. В нашей стране, в связи со скудной практикой возмещения морального вреда, достаточно трудно доказать его причинение. Взыскать моральный ущерб можно согласно § 4 № 14-ФЗ только с лица, причинившего его, и если не мирным путем, то через суд. Данную категорию риска страховые компании не возмещают.

Ущерб жизни и здоровью выражается в причинении различного рода телесных травм либо смерти, регулируется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1. Денежное выражение данного ущерба рассчитывается по фактически понесенным и ожидаемым расходам на лечение, реабилитацию, покупку лекарств, а также размеру упущенной выгоды вследствие потери здоровья. В случае смертельного исхода аварии – в размере понесенных расходов на погребение и сопутствующих ритуальных услуг.

Чем руководствуется страховая компания при определении размера компенсации?

Оценка ущерба – важнейшая процедура, определяющая возможную сумму страховой выплаты. Как правило, страховщик пытается уменьшить ее размер, а страхователь увеличить. Чтобы доказать свое право на получение компенсации в полном объеме, необходимо соблюсти все существующие нюансы.

Читать статью  Какие принципы pdr технологии?

Документы

Для проведения оценки ущерба после ДТП, застрахованное лицо пишет заявление установленного образца в свою страховую компанию, к которому прикладывает следующие документы:

  • копия паспорта;
  • документ, подтверждающий право собственности на автомобиль либо доверенность, позволяющая управлять транспортным средством;
  • полис страхования;
  • техпаспорт автомобиля;
  • извещение о ДТП (должно быть направлено также до обращения);
  • справка о ДТП, оформленная сотрудником ГИБДД, прибывшим на место происшествия и зафиксировавшим его;
  • для получения страхового возмещения в безналичной форме – банковские реквизиты;
  • копии всех имеющихся документов, подтверждающих факт повреждения транспортного средства – протокола о ДТП, европротокола, об административном правонарушении, протокола осмотра места происшествия).

Справка: Европротокол – документ, введенный в обращение в середине 2015 года, позволяет оформить некоторые ДТП в упрощенном порядке без необходимости вызывать на место аварии сотрудников ГИБДД, что значительно экономит время участникам происшествия и предотвращает образование пробок на дорогах.

Последствия

Осмотр поврежденного автомобиля должен сопровождаться составлением протокола или иного документа, предусмотренного страховой организацией. В результате проведенного осмотра составляется заключение эксперта. Объем страховой выплаты находятся в прямой зависимости от результата оценки ущерба: чем большее количество повреждений зафиксирует представитель страховой компании, тем большей будет сумма компенсации.

Процедура оценки ущерба страховой компанией проходит в следующей последовательности:

  1. Автовладельца информируют обо всех правилах и порядке проводимой оценки.
  2. Определяют дату и место осмотра автомобиля.
  3. Виновнику происшествия заранее направляется телеграмма с приглашением присутствовать на процедуре оценки результатов ДТП (о том, как составить уведомление виновнику ДТП о проведении независимой экспертизы, читайте тут). Присутствовать также должен представитель страховой организации, а при необходимости сотрудник ГИБДД.
  4. Владелец подготавливает транспортное средство – оно должно быть чистым, багажник пустым, доступ к капоту должен быть свободен.
  5. Происходит осмотр повреждений автомобиля, после чего составляется акт, к которому прилагаются фотографии.
  6. На основании составленного акта рассчитывается размер страховой выплаты.
  7. Составляется и передается страхователю отчет о проведенной экспертизе.

Важно! Если в результате аварии в автомобиле присутствуют скрытые дефекты, которые невозможно выявить «на глаз», местом осмотра необходимо назначить станцию техобслуживания, для разбора автомобиля специалистом.

Чтобы доказать, что повреждений раннее не было и они получены во время данного происшествия, автовладелец может провести трасологическую экспертизу. В дальнейшем затраты на ее проведение можно через суд удержать со страховой компании. Если же данная экспертиза назначается по инициативе страховой, для автовладельца она будет бесплатной.

Сроки и стоимость

Анализ состояния машины после ДТП проводится в срок до 5 рабочих дней согласно п.10 ст.12 №40-ФЗ, на практике 1-2 дня. Связано это с тем, что для некоторых машина является не только средством передвижения, но и прямым способом получения дохода, без которой и дальше осуществлять свою деятельность невозможно. Поэтому страховыми организациями установлен минимальный предельный срок, в течение которого производятся все необходимые процедуры.

Читать статью  Кузовной ремонт автомобиля: покраска, капитальный и частичный ремонт, полировка и рихтовка. Устранение царапин, сколов, вмятин

Стоимость проведения оценки ущерба прямо связана с характеристиками автомобиля: марка, год выпуска автомобиля, кузов, класс транспортного средства, среднерыночная стоимость. Подробнее о том, какой порядок и сроки проведения экспертизы, в том числе независимой, читайте в нашей статье.

Причина в том, что для проведения анализа необходимо приложить немало усилий, учитывая современное компьютерное оборудование, электронику и «мозги» автомобиля, корректную работу которых необходимо проверить. Особые сложности возникают, при участии в ДТП редких или несерийных авто.

Найти и сверить его исходные технические данные очень сложно, не говоря о приобретении новых запчастей. Дешевле будет стоить экспертиза отечественных, советских автомобилей, в которых нет сложного оборудования, компьютерного управления и контроля. Запчасти в этом случае и найти легко, и стоят они не дорого.

Почему представители СК занижают стоимость ремонта?

Представители СК обычно заинтересованы в занижении стоимости ремонта, чтобы сэкономить на страховой выплате. Но иногда признание высоких затрат на ремонт может привести к тому, что автомобиль будет признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и сумма выплаты будет существенно меньше, чем полагалось бы на ремонт.

Многие страховщики идут на такую уловку, т.к. на восстановительные работы могут быть потрачены все 400 тысяч рублей, выделяемые в качестве максимальной суммы по страховке согласно ст. 7 №40-ФЗ. В такого рода ситуациях в страховой компании можно оформить претензию, указав на верные расчеты, сделанные самостоятельно или с участием независимого эксперта.

Статья 7 ФЗ № 40. Страховая сумма

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  1. в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
  2. в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;

Для лица, претендующего на полную компенсацию ущерба, важно предоставить все необходимые для проведения оценки документы. Справедливое определение степени ущерба зависит от наличия подтверждающих фактов на бумаге. Особенно это важно, когда, по мнению страхователя, произведенная оценка ущерба не соответствует действительности, и он не согласен с суммой компенсации – наличие доказательств в письменном виде поможет отстоять свою правоту.

Чтобы гарантированно получить выплату, которая реально покроет все расходы на ремонт, многие автовладельцы прибегают к независимой оценке автомобиля после ДТП. Независимые эксперты не заинтересованы ни в том, чтобы «обделить» участника ДТП, ни в том чтобы «разорить» страховщика.

Независимая экспертиза повреждений авто

К выбору независимой оценочной организации стоит отнестись со всей серьезностью, собрав предварительно сведения о ней на форумах водителей, из официальных рейтингов оценщиков, исходя из отзывов и рекомендаций друзей и знакомых.

Далее следует обратить внимание, застрахована ли ответственность данной организации, каков порядок оформления сделки с автовладельцем. Минимум один эксперт из компании должен входить в реестр экспертов-техников Минюста РФ. Можно попросить примеры проведенных экспертиз и судебных решений, принятых по результатам деятельности экспертов этой организации.

Читать статью  Ремонт генератора: основные причины выхода из строя

Документы

Проведение независимой экспертизы требует меньшего объема документов, нежели процедура подачи заявления в страховую организацию.

Необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • документы на транспортное средство;
  • все документы о ДТП (либо их копии), переданные страховщику – протоколы, фотографии, данные видеорегистратора;
  • при наличии – справки о ДТП и результаты предыдущей экспертизы.

При наличии договора на экспертное обслуживание, заключенного между экспертной организацией и страховщиком, необходимо предоставить направление на экспертизу.

Сроки и стоимость

Время на проведение независимой экспертизы аналогично тому, что предусмотрено для проведения стандартной оценки страховщиком, т.е. до 5 рабочих дней. Процесс экспертизы может затянуться по причине сложности технологического процесса, требующего осмотр не только видимых, но и скрытых повреждений. Кроме этого, экспертам могут понадобиться дополнительные справки, протоколы, необходимые для полноценного проведения экспертизы.

Стоимость проведения независимой экспертизы варьируется в зависимости от региона, степени повреждения автомобиля, срочности проведения оценки, вида экспертизы. Без наличия всех этих сведений, обозначить сумму, которую придется уплатить экспертам, невозможно. Можно обозначить ценовой диапазон. Например, в Москве и Санкт-Петербурге независимая экспертиза стоит от 3500 (до 5 поврежденных деталей) до 12 000 рублей (свыше 20 поврежденных деталей). В регионах цены значительно ниже: от 2 000 до 7 000 рублей.

Если инициатором независимой экспертизы является пострадавший – он же ее и оплачивает. Впоследствии он может в судебном порядке взыскать потраченные деньги со страховой компании, поэтому документы, выданные представителем страховой компании, а также документы и чеки от независимого эксперта необходимо сохранять.

Как должен выглядеть акт осмотра?

После проведения независимой эксперизы повреждений составляется акт осмотра авто для суда, который содержит доскональное описание каждого повреждения, осколка, царапины, а также подробные расчеты сумм, необходимых для проведения ремонта транспортного средства.

Документ составляется в трех экземплярах – для пострадавшего, для страховой компании, для организации, производившей независимую экспертизу. На основе выданного акта стороны могут отстаивать свои права относительно друг друга. Проведение оценки независимым специалистом может как сгладить конфликт (страховая выплачивает сумму, признанную к выплате в новом акте), так и усугубить его, вынуждая прибегнуть к судебным тяжбам в случае полного несогласия сторон.

Далее на фото приведен образец акта осмотра автомобиля:

Основания проведения экспертизы для суда

Основанием назначения независимой оценки может являться определение суда о ее проведении, в случае если судья по каким-то причинам сомневается в достоверности результатов предыдущих экспертиз.

Существуют правила проведения данной процедуры:

  • оценка возможна только экспертами, прошедшими официальное лицензирование;
  • при заказе экспертизы предоставляется полный пакет соответствующих документов;
  • необходимо указать, что результаты проведенной оценки будут представлены в суде, для более тщательного их оформления.

Для правильной оценки ущерба, а затем получения компенсации от страховой, хозяину автомобиля необходимо четко выполнять предписанные рекомендации, следить за правильностью составления протоколов, справок с места ДТП сотрудниками ГИБДД. В случае несогласия с результатами оценки представителя страховщика, потерпевшему целесообразно прибегнуть к проведению независимой экспертизы после ДТП, так вероятность получения справедливого возмещения ущерба увеличивается.

https://pravovoi.center/avtoyurist/avtoekspertiza/posle-dtp/otsenka-povrezhdenij.html

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх