Пять мифов о переходе на ГБО, которые мешают вам экономить
Хочешь экономить на бензине действительно заметные суммы — переходи на газ. Вроде всем понятно, и регулярно дорожающее на копейку топливо на белорусских заправках очень даже мотивирует. Но решаются установить газобалонное оборудование на свою «ласточку» решаются далеко не все. В основном из-за «страшилок», которые передаются от несведущих к несведущим и обрастают новыми мифами.
Давайте посмотрим, так ли страшен сжиженный нефтяной газ, он же — пропан-бутановая смесь в компактном лёгком баллоне, который ставят на легковушки.
Миф 1 — газ обязательно взорвётся
Самый рьяный аргумент противников ГБО, который имеет собой основания — но с кучей оговорок.
Вообще, бензин и его пары в машине имеют вероятность взорваться намного больше, чем пропан-бутан. Только факты:
- баллон для пропан-бутановой смеси для СНГ рассчитан на давление 16 атм и по прочности превышает бензобак в несколько раз, то есть при аварии риск повредить бензобак намного выше;
- даже если баллон каким-то образом повредится, утечку газа предотвратит специальный предохранительный клапан, который имеется на всех баллонах;
- на случай перегрева баллона, в том числе — в результате возгорания, в конструкции предусмотрен клапан избыточного давления. Когда давление внутри баллона нарастает, клапан стравливает его в атмосферу, тем самым не допускает взрыва баллона;
- сам пропан-бутан запаха не имеет, но производители добавляют в смесь специальную резко пахнущую отдушку. Делается это для того, чтобы владелец в случае небольшой утечки сразу же обнаружил проблему и устранил её. При этом чтобы образовалась смесь газа и воздуха, опасная в плане возгорания, требуется время. Чего не скажешь о капле бензина, которая, пролившись из дырявого бензопровода, вспыхивает тут же.
Миф 2 — газобалонное оборудование «душит» и вредит двигателю
Действительно, газ из-за разницы характеристик сгорания по сравнению с бензином изменяет тягово-скоростные характеристики мотора, но эта разница ничтожна и водитель практически не ощущает её. Кроме того, насколько снизится мощность и крутящий момент двигателя, определяется в том числе особенностями настройки аппаратуры ГБО.
Само по себе ГБО не вредит двигателю, но есть нюансы.
Так, если на моторе не установлены гидрокомпенсаторы, владельцу придётся всего лишь чаще нормативного контролировать зазоры в приводе выпускных клапанов.
Кроме того, некоторые модели современных ДВС сконструированы таким образом, что при работе их клапаны должны охлаждаться и смазываться бензином.
В этом случае чтобы перевести такой мотор на газ, нужно включить в газобалонное оборудование систему подачи специальной смазки в коллектор — это непросто, но возможно при использовании оригинального итальянского оборудования Landirenzo.
Чтобы выяснить нюансы газификации вашего автомобиля, обратитесь на СТО, которое занимается установкой газобалонного оборудования, или позвоните нам.
Что же касается пользы, которую получает мотор от установки ГБО, она несомненна:
- в отличие от бензина газ не смывает масляную плёнку со стенок цилиндра, что экономит ресурс двигателя и его деталей
- октановое число газа примерно 100-115 единиц, что исключает вероятность детонации (микровзрывов при горении топлива в цилиндрах) — значит, нагрузка на детали ЦПГ ниже, ресурс выше
- в составе газа нет посторонних примесей и включений, которые сокращают ресурс моторного масла, свечей зажигания и катализатора выхлопных газов, значит и повода обращаться в сервис по вопросу будет меньше.
Миф 3 — газ для бедных, это «колхоз»
Кто устанавливает ГБО на автомобиль чаще всего? Владельцы небольших видавших виды седанов В-класса? Обладатели ржавеющих универсалов родом из 90-х, с пропиской в сельской местности? Рачительные экономисты на чудесах корейского автопрома 20-летней давности? На самом деле — и да, и нет.
Газ ставят все автовладельцы, которые не хотят переплачивать за то, что паспортный топливный расход в их машине разошёлся с реальным.
К нам в «ГазАвтоСистем» приезжают очень разные автомобили на установку ГБО.
Среди них есть как крепкие «бюджетники», популярные в Беларуси VW Polo, Renault Megane, Lada Largus. Есть седаны бизнес-класса вроде Mercedes-Benz S-klass, BMW 7-series, Audi A8.
Мы ставили газобалонное оборудование на мощные рамные внедорожники Mercedes GL, Hummer H2, Jeep Cherokee. Нам приходилось оснащать газом «прожорливые» премиальные городские паркетники Lexus LX, BMW X5, Volvo XC 90, Infiniti FX 35.
Опыт нашей работы по установке ГБО на самые разные автомобили говорит только об одном: чем крупнее и прожорливее машина, тем понятнее решение владельца перевести её на газ.
Скорость окупаемости газового оборудования зависит от многих факторов, включая конструкцию мотора, ежедневных пробегов и топливного аппетита машины. Но для владельцев подержанного премиума, ГБО — реальная возможность сэкономить, не отказывая себе в привычном комфорте при переходе на бюджетный сегмент. А для владельцев бюджетных авто — газ позволяет наматывать километраж без оглядки и подсчётов на горючее.
То же самое касается коммерческого транспорта. Владельцы компаний умеют считать деньги и часто обращаются за переводом авто на газ сразу после покупки даже нового автомобиля.
Миф 4 — цена сервисного обслуживания ГБО перевешивает экономию на топливе
Договоримся на берегу: за ГБО нужно ухаживать, как и за любой аппаратурой в автомобиле. Другое дело, что правильно установленное газобалонное оборудование хорошего европейского производителя требует обслуживания не чаще, чем плановое ТО — то есть проводится в среднем раз в 10-15 тысяч километров, как и рекомендует производитель.
Плановое техобслуживание ГБО состоит из замены одного — двух фильтров, иногда нужно слить из редуктора образовавшийся конденсат. На некоторых типах оборудования ещё требуется чистка форсунок.
При этом обслуживание ГБО для владельца обходится по стоимости не дороже планового визита на СТО: стоимость расчётного часа специалистов по газобалонному оборудованию и сервисменов, как правило, не отличается.
Просто важно выделить время на посещение сервиса и повторить визит через 10 тысяч километров.
Миф 5 — с переходом на газ получится урезать расходы на топливо вдвое
Такое возможно только в том случае, если система подачи топлива в автомобиле некорректно работает, смесь готовится с чрезмерным обогащением и в общем двигатель берёт больше бензина, чем ему положено.
В случае исправной системы подачи топлива и системы зажигания, датчиков и ЭБУ, которые отвечают за приготовление топливовоздушной смеси, экономия на топливе с установкой газобалонного оборудования будет меньше — что-то порядка 30%.
Почему не работает расчёт «газ вдвое дешевле бензина — буду экономить половину средств на оплате топлива»? Потому что расход пропан-бутана, в среднем, на 10% выше, чем бензина.
Расход пропан-бутана может быть равен расходу бензина. Конкретное значение, на сколько по объёму газа понадобится больше, чем бензина на тот же километраж, зависит от разных факторов, включая модель двигателя, тип установленного ГБО и его настроек.
Рассмотрим на примере.
На июль 2022 года литр бензина на заправках Беларуси стоит:
- АИ-92 — $0.93,
- АИ-95 — $0.97.
Литр сжиженного пропана стоит $0,52.
Вася Петров собрался на выходные в деревню или небольшое путешествие по Беларуси в радиусе 150 км.
У Васи VW Polo Sedan 2010 года, с реальным топливным расходом летом 7 л на 100 км.
В этом случае на дорогу туда-обратно у Васи уйдёт 21 литр бензина — машину Васи рекомендовано заправлять АИ-95, но мы рассмотрим и вариант с АИ-92, ведь Вася хочет экономить.
На такую же дорогу в 300 км у него уйдёт на 10% газа больше. Так как машина относительно нестарая, возьмём среднее значение — к «бензиновому» расходу топлива прибавим 15% «на газ».
Получим такие траты на дорогу в 300 км:
- при заправке АИ-92- $19,53 (21 литр)
- при заправке АИ-95- $20,37 (21 литр)
- при заправке пропан-бутаном — $12,48 (24 литра).
Если предположить, что Вася ездит в деревню каждые выходные, то экономия в год составит 410$.
Конечно, наши расчёты не учитывают особенности дороги и стиля вождения, загрузку машины и другие факторы, которые повлияют на топливный расход. И то, что бензин с октановым числом выше расходуется эффективнее.
Но динамика понятна: газ обходится дешевле бензина. Но не вполовину, а на треть, в среднем при прочих равных.
Чтобы повысить этот показатель, нужно стремиться к максимально эффективному расходованию газа — тот самый зазор в 10-20%. Напрямую влияет на расход пропана то, насколько точно настроено газовое оборудование. Поэтому если в машине не установлено заводское ГБО, постарайтесь найти хороший «газовый» сервис.
Доверять отладку газобалонного оборудования стоит только квалифицированным рабочим с многолетним опытом установки ГБО.
Итого
В газобалонном оборудовании нет ничего страшного, если грамотно выбрать производителя и провести установку в специализированном сервисе, а не руками гаражных умельцев.
Устанавливать ГБО всем напропалую мы не будем, если вас устраивает топливный расход, а пробеги небольшие, затраты на эту процедуру вряд ли себя окупят в ближайшие год-два.
Но если вы решили сэкономить, ездить приходится много, а автомобиль отличается «прожорливостью», ГБО может стать выходом из ситуации — имеет смысл «заморочиться».
Выбирайте для установки газобалонного оборудования проверенных квалифицированных специалистов, не забывайте обслуживать аппаратуру каждые 10 тысяч километров — и экономьте, продлевая ресурс двигателя!
https://gasautosystem.com/blog/pyat-mifov-o-perekhode-na-gbo-kotorye-meshayut-vam-ekonomit